Гений, опередивший время

Гений, опередивший время

К 165-летию со дня рождения Владимира Шухова

> Идеи гениального инженера и конструктора Владимира Григорьевича Шухова сегодня востребованы во всем мире. Более полувека — с последней четверти XIX по 30-е годы XX столетия -работы Шухова определяли достижения России и ее мировой приоритет в самых разных областях инженерной мысли.

Архитектура, нефтепереработка, те­плотехника, гидравлика, судостроение, военное дело, реставрационная наука — во всех этих столь разнородных областях он сделал фундаментальные изобретения, создал технологии и конструкции, ставшие прорывом в будущее. Он придумал безот­ходный процесс переработки нефти, по­строил экологически безопасный танкер, изобрел надежные нефтехранилища и нефтепроводы. Деятельность Владимира Григорьевича характеризуется огромным разнообразием. Его вклад в различные отрасли отечественной техники и науки трудно переоценить.

Блестящее образование

Он родился 26 августа 1853 года в не­большом городке Грайвороне Курской губернии (ныне Белгородской области) в семье высокообразованного деятеля на­родного просвещения. После окончания с отличием гимназии в Петербурге мо­лодой Шухов в 1886 году поступил в Мо­сковское Императорское техническое учи­лище (сегодня — технический университет им. Н.Э. Баумана), был зачислен на «ка­зенный кошт» (на полное государственное содержание).

По окончании училища Шухов в числе трех лучших воспитанников был команди­рован в Филадельфию на международную выставку достижений научно-технического прогресса в промышленности США. В те­чение года он знакомился с промышлен­ностью Америки. А по возвращении начал свою производственную деятельность в Петербурге начальником чертежного бюро Варшаво-Венской железной дороги, затем главным инженером технической строительной конторы в Москве.

В 1878 году американский инженер А.В. Бари, с которым Шухов познакомился в Филадельфии, приехал в Петербург и ос­новал техническую контору. На должность главного инженера пригласил 25-летнего Шухова. Через два года контора перееха­ла в Москву.

Открытия в нефтяной отрасли

Вскоре Владимир Григорьевич напра­вился в Баку — центр интенсивного разви­тия русской нефтяной промышленности, что давало молодому инженеру с выда­ющимися способностями широкое поле деятельности. Добыча нефти в это время резко возросла. Но техника и техноло­гия нефтяного производства, хранения и транспортировки нефти находились на самом низком уровне. В Баку изобрета­тель быстро решил эти важные задачи. По проекту и при участии В.Г. Шухова был построен нефтепровод длиной десять ки­лометров от промыслов в Балахнах до перерабатывающего завода в Баку. Это был первый нефтепровод в России, послу­живший началом нефтепроводного транс­порта в стране.

В 1897-1905 годах В.Г. Шуховым раз­работан проект и под его руководством построен магистральный нефтепровод Баку-Батуми длиной 843 км (диаметр труб 200 мм), рассчитанный на пропуск одно­го миллиона тонн нефтепродуктов в год с перекачивающими станциями. Это был самый большой в то время нефтепровод в мире, который функционирует и в насто­ящее время.

В.Г. Шухов является автором проекта нефтепровода Грозный-Туапсе протяжен­ностью 618 км. Он разработал технологию транспортировки по трубам мазута с подо­гревом, который из отходов производства превращался в ценное попутное топливо. Им был запроектирован и построен пер­вый в мире мазутопровод в Баку.

Мировую известность Владимиру Гри­горьевичу принесло изобретение крекинг-процесса переработки нефти и ее фракций для получения моторных топлив — бензина, керосина, химического сырья. В 1891 году, на 25 лет раньше, чем в США, им была за­проектирована первая в мире промышлен­ная установка перегонки нефти по методу крекинг-процесса под воздействием высо­ких температур и давлений. С развитием моторной техники потребность в бензине неизмеримо возросла, и возможность ее удовлетворения поставила изобретение В.Г. Шухова на уровень мирового класса. Уже в преклонном возрасте он составил проект первого в стране крекинг-завода, который был построен при его участии в Баку в 1932 году.

Большое практическое значение в развитии нефтепромышленности имеют такие выдающиеся изобретения В.Г. Шу­хова, как промышленное факельное сжи­гание жидкого топлива с помощью изо­бретенной им форсунки (1880 г.) и первые самые большие в мире речные металли­ческие нефтеналивные суда (баржи) дли­ной до 172 м и грузоподъемностью до 12 тысяч тонн.

Шуховские котлы и резервуары

В.Г. Шухов — пионер отечественного резервуаростроения. Им созданы эконо­мичные клепаные и сварные резервуары емкостью 10 тыс. куб. м для хранения неф­ти и ее производных, воды, масел, спирта, зерна, цемента. Эффективными оказались его цистерны для перевозки нефти, раз­личные поршневые и беспоршневые насо­сы, эрлифты, газгольдеры, элеваторы.

Всеобщее признание не только в нашей стране, но и за рубежом получили рабо­ты В.Г. Шухова в области отечественного котлостроения. Им были сконструированы экономичные и удобные в эксплуатации горизонтальные и вертикальные водо­трубные котлы, мощность которых может изменяться в зависимости от количества стандартных элементов в системе.

Шуховские котлы получили массовое распространение в хозяйствах железно­дорожного транспорта и транспортного строительства. Высокое их качество было отмечено почетными наградами на Ниже­городской всероссийской художественной и промышленной выставке в 1896 году и на Всемирной выставке 1900 года в Париже.

Автор оригинальных конструкций

Шуховым были разработаны проек­ты конструкций и оригинальные методы монтажа сетчатых сооружений гипербо-лоидного типа (радиобашни, маяки, водо­напорные башни, вышки, мачты, опоры линий электропередачи). В их числе уни­кальное сооружение — всемирно извест­ная радиобашня в Москве на Шаболовке высотой 160 метров, построенная в 1921-1922 годах. Идеи Шухова, воплощенные в гиперболоидные башни, успешно реали­зуются и сегодня при строительстве гра­дирен высотой до 170 метров.

Владимир Григорьевич — творец многих рациональных решений перекрытий и по­крытий различных зданий и сооружений. Так, при строительстве Верхних торговых рядов в Москве (здание ГУМа) он первым применил преднапряженные металличе­ские перекрытия, эти высокоэкономичные конструкции получили в дальнейшем ши­рокое распространение в строительном производстве.

В.Г. Шухов был изобретателем и но­ватором не только в области металли­ческих конструкций. Им созданы ориги­нальные конструкции и сооружения из дерева. Базируясь на трудах знаменитых отечественных основоположников школы деревянных конструкций И.П. Кулиби-на, Д.И. Журавского, В.Г. Шухов ввел в практику оригинальные сетчатые дере­вянные конструкции, которые позволили значительно увеличить перекрываемые ими пролеты. Известны также эффек­тивные шуховские деревометаллические конструкции, деревянные трубопроводы, подмости и деревянные портальные кра­ны для монтажа пролетных строений мо­стов, рамы, мачты.

В первые годы Советской власти, ког­да страна испытывала огромный дефи­цит металла, деревянные конструкции Шухова приобрели особо важное зна­чение. По его проектам и при непосред­ственном участии построены важные промышленные объекты на Урале, в За­падной Сибири и других регионах страны. Многие из них уникальны и представляют собой плод вдохновенного творчества ве­ликого инженера. Это мартеновские цеха Лысьвенского, Верхне-Исетского и Бело-рецкого металлургических заводов, прокатный цех Златоустовского завода, цеха Магнитогорского и Новокузнецкого ме­таллургических комбинатов, Харьковско­го и Подольского паровозостроительных заводов. Некоторые из этих предприятий эксплуатируются и сейчас.

Уникальный почётный академик

В знак высокой оценки заслуг в обла­сти науки и техники в 1928 году Владимир Григорьевич был избран членом-корре­спондентом, а в 1929 году — почетным академиком Академии наук СССР. Он был также лауреатом премии им. В.И. Ле­нина, в 1932 году ему присвоено почетное звание Героя Социалистического Труда.

Почетный академик В.Г. Шухов — явле­ние в русской действительности уникаль­ное. Он имел 16 привилегий (патентов) и авторских свидетельств на актуальные изобретения, реализованные в различ­ных областях техники (некоторые из них в соавторстве с другими крупными инже­нерами). Во все области техники, на кото­рые распространялась его деятельность, он вносил смелую мысль, разрабатывал оригинальные решения, имеющие прак­тический смысл и актуальность.

С учетом огромного масштаба и важ­ности реализованных изобретений и ра­бот он по праву считается гениальным инженером, причем некоторые из них опередили время на многие годы (кре­кинг-процесс переработки нефти, сетча­тые покрытия двоякой кривизны). Восхи­щение современников и потомков вызвал предложенный им остроумный способ выправления минарета Улугбека в Са­марканде, наклонившегося в результате землетрясения. В основу идеи ликвида­ции наклона академиком В.Г. Шуховым принято точное перемещение центра тя­жести минарета.

В отечественной науке и технике Вла­димир Григорьевич проработал 60 лет. Умер он 2 февраля 1939 года. Огромное творческое наследие В.Г. Шухова до сих пор изучено не полностью. Многие его идеи, методы исследования, проектиро­вания и конструирования в различных от­раслях техники остаются и в наше время актуальными, достойными тщательного изучения и в ряде случаев практического применения.

В фондах Белгородской универсаль­ной научной библиотеки хранятся уни­кальные издания, посвященные различ­ным сторонам деятельности В.Г. Шухова, в области строительства, строительной механики, гидротехники, теплотехники, нефтепереработки.

Нина ШУТЕНКОведущий библиотекарь отдела производственной литературы универсальной научной библиотеки 

Фото из архива библиотеки

 

Exit mobile version