> Ненадлежащее оказание услуг, бракованный товар, сроки гарантии и компенсация морального вреда — в отдел защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации Белгорода часто обращаются горожане со своими проблемами.
На вопросы читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации г. Белгорода Наталья Медведева.
ВОПРОС.
Купили мебельную стенку, а от нее идет какой-то химический запах, окна не закрываем. Обратились в магазин, чтобы вернули деньги, но мастера не почувствовали никакого запаха и сказали, что мебель качественная, а продавец письменно отказал нам в возврате денег и проведении экспертизы.
Мы вынуждены были провести независимую экспертизу, которая обошлась нам в 18 тысяч рублей. Экспертиза подтвердила, что мебель не пригодна к эксплуатации, потому что содержание вредных химических веществ не соответствует гигиеническим нормативам. Мы отнесли заключение в магазин, после чего нам вернули деньги за мебель и экспертизу, но неустойку отказались выплатить, так как от нас не было письменной претензии, но есть их ответ после проведенной проверки качества мастерами. Что делать?
ЮРИЙ
ОТВЕТ. Конечно, необходимо было сразу предъявить продавцу письменную претензию об отказе от исполнения договора купли-продажи, один экземпляр которой передается продавцу, а второй с отметкой о приеме продавцом остается у потребителя. Отсутствие претензии лишает потребителя возможности доказать, когда именно он обратился к продавцу со своими требованиями. Таким образом, нет возможности рассчитать и истребовать неустойку за то, что продавец задержал выплату денег, уплаченных за мебель (согласно ст. 23 закона «О защите прав потребителей»). Однако дату обращения к продавцу можно установить по дате действий магазина по проведению проверки качества (выезд мастеров с соответствующим последующим ответом продавца). С этого момента можно исчислять сроки для взыскания неустойки.
Если требования продавцом не будут исполнены, вам целесообразно обратиться в суд за взысканием неустойки и компенсацией морального вреда. Если были проявления какой-то аллергической реакции у членов вашей семьи от запаха, исходившего от мебели, и вы обращались в этот момент к врачу, то это будет веским дополнительным аргументом в пользу решения суда о назначении размера компенсации морального вреда. Согласно ст. 7 закона РФ «О защите прав потребителей» товар должен быть безопасным при обычных условиях его использования. Если установлено, что продукция не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам и, возможно, данный случай не единственный, можно обращаться в управление Роспотребнадзора о возможном запрете реализации данной продукции.
ВОПРОС.
Купили холодильник. При его оплате в стоимость включили услугу «Установка и подключение», уточнив при этом, что в случае поломки холодильника и отсутствия у нас оплаченной услуги мы будем лишены права гарантийного ремонта. Холодильник установили сами, мастера не вызывали. Прав ли был продавец и возможно ли отказаться от этой услуги и вернуть деньги?
ЕВГЕНИЯ
ОТВЕТ. Действия продавца в вашей ситуации неправомерны, так как согласно п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение товаров обязательным приобретением иных товаров или услуг. Продавец не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, то вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы. Для этого необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, в которой изложить требование о возврате денежной суммы, оплаченной за услугу установки.
В случае же обнаружения в купленном холодильнике недостатков вы вправе обратиться к продавцу, изготовителю (импортеру) или в уполномоченные сервисные центры. Холодильник относится к технически сложным товарам, и вы можете потребовать обмена или возврата товара с недостатками в течение 15 дней со дня его передачи. По истечении 15 дней потребовать обмена или возврата холодильника можно, только если недостаток является неустранимым (не подлежит ремонту) или который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени. В остальных случаях в течение гарантийного срока потребитель вправе требовать безвозмездного устранения недостатков товара. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, замены и (или) возврат их осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя)