Что у трезвого на уме

Что у трезвого на уме

Бросить пить из-за любви

> Роман начал пить из-за женщины много лет назад, а сейчас желает навсегда покончить со спиртным — тоже из-за женщины. Зеленый змий настолько сильно подмочил ему репутацию, что неделю назад он добровольно приехал в областной наркологический диспансер с просьбой о помощи. Человек, оказывается, познается еще и в любви.

Даже редкое злоупотребление алкого­лем обязательно «наследит» в организ­ме и рано или поздно вызовет негатив­ные последствия. Что уж говорить о тех, кто пьет ежедневно и много и совершен­но не ориентируется в объемах приня­того на грудь. Впрочем, именно о таких людях мы разговаривали накануне Все­российского Дня трезвости с врачом-пси­хиатром-наркологом областного нарко­логического диспансера Ксенией Швец.

Пьянству — бой, категорически счита­ет Ксения Николаевна, насмотревшись за год работы на своих пациентов. От 15 до 20 человек в день, не считая слу­чаев, когда их привозит машина скорой помощи, оформляются в стационарное отделение лечебного заведения. Чаще всего — это мужчины среднего возраста, у которых специалисты диагностируют алкоголизм второй или третьей (послед­ней) степеней. Нередко, находясь в со­стоянии тяжелейшего похмельного син­дрома, они приходят в диспансер сами: желая избавиться от страшных мук, чуть ли не умоляют докторов помочь им. Од­нако, быстро почувствовав облегчение, отказываются от дальнейшего прохож­дения 21-дневного курса реабилитации и выписываются. До первой рюмки, как говорится.

— К сожалению, люди, страдающие алкоголизмом, не считают себя зависи­мыми, ошибочно полагая, что в любой момент, если захотят, могут перестать пить, — рассказывала Ксения Швец. — Но это болезнь, с которой трудно справить­ся самостоятельно. Более того, важное значение имеет уровень мотивации: для того, чтобы навсегда завязать с пагубной привычкой, он должен быть действитель­но сильным и долгосрочным.

Путь от первой до последней стадий алкоголизма чрезвычайно короток. Жен­щины, как правило, проходят его быстрее мужчин, но понять, сколько в среднем от­ведено человеку пьющему, несложно. С момента возникновения психической за­висимости от горячительных напитков (первая стадия) до абсолютной деграда­ции личности (третья) алкоголик прожи­вет 10-15 лет. А потом — без вариантов. Сейчас такая мрачная перспектива ожи­дает 2060 взрослых белгородцев, состо­ящих на учете в диспансере как люди, страдающие алкоголизмом. Ожидает, если в их жизни ничего не изменится.

История Романа в этом смысле очень показательна. Врачи редко встречают пациента с таким огромным желанием вновь стать здоровым и вернуться в об­щество ее полноправным членом. Имен­но о выздоровлении, а не о временном облегчении состояния, мужчина серьез­но думает в стенах отделения, потому что прекрасно осознает: ему 37, и он — ал­коголик.

— Взялся за рюмку, когда разводил­ся с женой, — вспоминал историю своей болезни мой собеседник. — Переживания ежедневно заглушал спиртным. Очень скоро меня уволили за это с работы, и пить стал еще больше. Позже немного отпустило, и какое-то время алкоголь я не покупал. Но опять сорвался. Нашел в себе силы и закодировался. Пять лет во­обще не употреблял спиртные напитки, жизнь стала налаживаться, устроился на работу. А однажды все-таки пригубил: не мог решить проблему с банковским кре­дитом и пошел по накатанной дорожке…

Последние полгода Роман пил бес­пробудно. Опять без работы и будущего, в окружении бутылок и жестяных банок, в постоянном смертельном облаке ал­когольных паров. Думать о том, чтобы попробовать, как раньше, исправить по­ложение, не оставалось сил: они просто покидали его каждый день, предоставляя самому себе. Наверное, можно назвать чудом знакомство в этот период с девуш­кой, которая неожиданно вселила в него веру, надежду и любовь. Он признался ей во всем — и в любви, и в том, что болен и готов ради нее на любые испытания и подвиги. Она поверила: ведь первый под­виг ради нее он уже совершил.

— Я здесь, чтобы жить и работать, а не существовать, как мои соседи по боль­ничным койкам, — искренне говорил Ро­ман. — Я здесь для того, чтобы любить и радоваться жизни. Обязательно созда­дим семью, в которой родится желанный ребенок! Такое ощущение, как будто на­ходился в темноте и холоде. Сейчас хо­чется света и тепла.

Роман выдержит. За бывшую в употре­блении пьяную жизнь он теперь и гроша не отдаст — слишком дорого она обходи­лась для него, слишком больно наказыва­ла, швыряя на дорожные обочины, парко­вые скамейки, лестничные площадки. Он, наконец, начал улыбаться по утрам, нор­мально есть и спать, а при виде любимой женщины, приезжающей к нему каждый день, едва не плачет, нежно прижимая к себе и гладя по волосам. Роман выдер­жит. Выдержит во что бы то ни стало!

Семейные невзгоды, житейские про­блемы, с которыми сталкиваемся по­вседневно, могут спровоцировать любое отступление от правил поведения, но превращать исключения в новые прави­ла себе дороже. Заместитель главного врача областного наркологического дис­пансера по клинико-экспертной работе Ольга Новикова искренне недоумевает, для чего вообще человек употребляет алкоголь. Чтобы хорошо провести вре­мя с друзьями или родными? В хорошей компании спиртное — лишний атрибут, считает специалист. А если ты в этом кругу людей все-таки нуждаешься в бу­тылке, то зачем тебе такая компания?

— Что же у трезвого на уме? — спросил у доктора со стажем.

—  Безусловно, семья, работа, воспи­тание детей, — уверенно ответила Ольга Вячеславовна. — Проблемы были, есть и будут, но решать их надо в здравом уме и твердой памяти. Прогуляйтесь по на­шему парку Победы, подышите вечерней прохладой фруктового сада, посмотрите, как улыбается ребенок, займитесь бегом, финской ходьбой — чем угодно! А бутылка только усугубит ваши трудности.

Алкоголь всегда вытекает боком. Про­сто возьмите за правило. И будьте здо­ровы!

Владимир ВЛАДОВ

Фото Бориса ЕЧИНА

 

Exit mobile version