Андрей Мухартов: главные в школе — дети

Руководитель белгородской гимназии стал лучшим директором школы в стране

>По итогам всероссийского конкурса «Директор школы — 2018», который ежегодно проводится редакцией журнала «Директор школы», абсолютным победителем назван директор гимназии №3 Белгорода Андрей Мухартов. Ему присвоено высокое звание «Лучший директор школы — 2018». Отметим, что в этом году в открытом конкурсе приняли участие 337 человек из всех российских регионов. Мы побеседовали с Андреем Александровичем о творческом состязании педагогов-новаторов и его подходах к развитию отечественного образования.

На первом этапе участникам конкурса было предложено написать эссе на тему «Пожелание самому себе: что мне нужно сделать для роста эффективности моей школы». Организаторы конкурса внесли при этом ряд ограничений. Так, авторам следовало избегать общих слов — «улуч­шить», «увеличить», «повысить» и прочих. Жюри принимало в расчет конкретность и откровенность конкурсанта. Андрей Алек­сандрович рассказал: «Я ничего не стал выдумывать, а написал о том, как работа­ет в Белгороде коллектив гимназии №3. В нынешнем году мы поставили перед собой задачу, которую обозначили фразой: «Не догоняй других — перегони себя».

В эссе Андрей Мухартов сформулиро­вал свой взгляд на систему образования. «Считаю, что надо ломать стереотипы. Во многих учебных заведениях полагают: в школе главный директор, а далее по стар­шинству следуют заведующий учебной частью (завуч) и учителя. По моему глубо­кому убеждению, в школе главные — дети! Для них, собственно, и созданы все об­разовательные учреждения. Увы, сейчас во многих из них распространена система запретов. С малых лет ребенку внушают множество «нельзя». Хочу сделать так, чтобы в гимназии №3 действовала разре­шительная система. Дверь моего кабинета всегда открыта. И не только для учителей. Каждый ученик может прийти ко мне со сво­ими вопросами либо просто попросить по­играть на перемене с кубиком Рубика. Это шаг к открытому образовательному про­странству, в котором дети чувствуют себя в гимназии хозяевами», — убежден Андрей Александрович.

Во второй этап конкурса, который со­стоялся летом, прошли 80 человек. В их числе был и директор третьей гимназии Белгорода. Перед конкурсантами поста­вили задачу: представить трехминутный презентационный видеоролик об их систе­ме деятельности. По ходу сюжета пред­стояло ответить на несколько вопросов жюри. Видеоролик, по сути, должен был быть педагогическим вызовом, который произвел бы эффект. Андрей Александро­вич отметил:

— В моем ролике делается следующий акцент: в обозримом будущем люди долж­ны забыть, что в названии нашей гимназии имеется «№3». Я стремлюсь к тому, чтобы горожане стали говорить: «Отдаем своего ребенка в школу Мухартова». Хочу, что­бы дети посещали уроки не по названию предмета, а конкретного всеми уважаемо­го учителя. Фамилии ведущих педагогов должны стать брендами! Это амбициозная задача, но ее необходимо решать. К тому же я выступаю не за переманивание учите- лей-новаторов из других образовательных учреждений, а за воспитание их в гимна­зии №3. У каждого нашего педагога сейчас имеется возможность заниматься проек­тно-исследовательской деятельностью и перенимать опыт у специалистов из любо­го российского региона. Было бы у учителя желание и стремление к росту профессио­нального мастерства! В гимназии работает система наставничества. Молодые учителя получают помощь и поддержку со стороны маститых педагогов.

В видеоролике участники конкурса так­же должны были рассказать о недостатках в своей работе. Самокритика — дело непро­стое и не каждому по плечу. Андрей Мухар­тов признался: «У меня, конечно же, име­ются свои «минусы». К примеру, хорошему администратору для решения кадрового вопроса проще и дешевле переманить спе­циалиста, нежели тратить на его подготов­ку время и деньги. Лично я противник та­кого подхода. Кроме того, многое стараюсь делать самостоятельно, а не давать рас­поряжения подчиненным и затем контро­лировать ход их выполнения. В результате теряю драгоценное время, которое могло бы пойти на ознакомление с передовым опытом коллег или выработку стратегии развития гимназии. По натуре я — демократ. Мое кредо — в педагогическом коллективе и школе в целом все равны. Главное, чтобы учитель и ученик понимали и уважали друг друга».

В этом году организационные проблемы не позволили собрать в Москве тридцать лучших педагогов России. Андрей Алексан­дрович констатировал: «Допускал мысль, что пройду в очный этап этого представи­тельного конкурса, но то, что стану его аб­солютным победителем, — для меня пол­ная неожиданность».

Хочется подчеркнуть, что система оце­нок была максимально объективна. Все материалы рассматривали не только чле­ны жюри-теоретики, но также эксперты, в состав которых входили педагоги-практи­ки — победители конкурсов прошлых лет. Например, эссе оценивали порядка полу­тора сотен человек. В итоге директор гим­назии №3 получил 70 баллов из 75 воз­можных.

Андрей Александрович резюмировал: «Победа в конкурсе «Директор школы — 2018» не была для меня самоцелью. Хоте­лось пообщаться с коллегами, перенять на­копленный ими опыт, взглянуть по-новому на традиционные вещи. Считаю, что мне оказаны высокая честь и доверие. Я вклю­чен в число экспертов журнала «Директор школы». Высокое звание надо впредь под­держивать — искать ответы на всевозраста­ющие запросы родителей и общества. В этом, должно быть, и заключается смысл отечественного образования».

Павел ПЕРЕДЕРИЙ

Exit mobile version