Имя Дмитрия Верейкина навсегда останется в истории Белгорода
> Этим летом на карте нашего города появилось семь новых улиц и два переулка. Одна из них — улица в микрорайоне «Восточный» названа в честь почётного гражданина Белгорода, бывшего старшего сержанта отдельного гвардейского учебного батальона 89-й гвардейской Белгородско-Харьковской стрелковой дивизии, участника освобождения Белгорода от немецко-фашистских захватчиков Дмитрия Антоновича Верейкина.
Несмотря на то, что имя его было присвоено улице, находящейся на одной из окраин Белгорода, его бессмертный подвиг был связан с самым «сердцем» города, с его историческим центром.
Уроженец Харьковской области Дмитрий Верейкин в 1939 году был призван в Красную армию. В то время срочная служба в армии длилась три года, на которые как раз и пришлась одна из самых тяжёлых страниц истории нашей Родины — Великая Отечественная война. Участник войны, пройдя её всю — от начала до конца, не освобождался от срочной трёхгодичной службы. После окончания Великой Отечественной войны Дмитрий Верейкин прослужит ещё год. На Юго-Западном, Воронежском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах воевал Дмитрий Антонович в годы войны.
В 1942 году сержант Дмитрий Верейкин назначен ординарцем командира отдельного учебного батальона 89-й гвардейской стрелковой дивизии, которая за боевые отличия получит почётное наименование Белгородско-Харьковской. Учебный батальон — это курсанты, лучший бойцы, из числа которых готовили младший командный состав. В 1943 году 89-я дивизия участвовала в оборонительном сражении под Курском, а затем в освобождении Белгорода и Харькова.
Сутки 89-я гвардейская дивизия вела жестокий бой на подступах к Белгороду. 5 августа 1943 года на рассвете учебный батальон и другие соединения Степного фронта пошли на штурм оккупированного немцами Белгорода. 270-й полк и учебный батальон первыми ворвались в город и пробились к улице Народной. Командир батальона Никита Рябцев поставил перед своими бойцами задачу — взять здание райсовета, подступы к которому находились под огнём пулемётов, установленных немцами на колокольне Смоленского собора. По свидетельству участника этих событий, бывшего заместителя командира по политической части отдельного гвардейского батальона 89-й гвардейской Белгородско-Харьковской стрелковой дивизии Михаила Георгиевича Бо-ева, с колокольни храма немцы вели шквальный огонь. Штурмовая группа начала атаку на собор. Несколько курсантов и офицер были сражены пулемётной очередью. Но были те, кто прорвались к собору и гранатами взорвали тяжёлые двери. В автоматных и рукопашных схватках внутри собора наши бойцы одержали победу, и Смоленский собор был взят. Далее следовал прорыв к зданию районного совета. Штурмовая группа под прикрытием миномётчиков направилась к райсовету. Из его ворот вырывался пулемётный огонь. Группа курсантов вбежала во двор здания, стреляя по окнам. Находившиеся в райсовете фашисты были уничтожены. Комбат Рябцев и сержант Верейкин побежали во двор. Верейкин проверил все помещения освобождённого здания. Было принято решение водрузить на нём красный флаг.
Никита Васильевич Рябцев докладывал по рации командиру дивизии: «Нахожусь в здании райисполкома… Сейчас над двухэтажным полусожжённым домом будет поднят красный флаг…».
«Красного материала под руками не оказалось. Выручила санинструктор Надя. Она принесла красную наволочку с окровавленной подушки, на которой только что лежал раненый, разрезала ножницами по швам, подала майору. — Вот, в крови только. Годится ли?
— Годится, годится, Надюша! Это же кровь наших бойцов и командиров, — успокоил замполит.
Полотнище прикрепили к шесту.
— Держи, Митя, флаг, — сказал майор.
Замполит и сержант Верейкин поднялись на крышу и укрепили там шест с красным флагом. Полыхнуло и затрепетало на ветру алое полотнище. … Флаг реял в дымном воздухе» — так описывал знаменательное водружение флага М.Г. Боев. «Через полчаса командир 89-й гвардейской дивизии был у райсовета. Над зданием развевался красный флаг. Комдив остановился и долго не мог отвести взгляда от алого полотнища».
К вечеру Белгород был освобождён. Постепенно жизнь возвращалась в города, а война продолжалась. 89-я, теперь уже Белгородская, гвардейская дивизия участвовала в освобождении Харькова, после чего стала носить название и этого города. Дивизия форсировала Днепр, сражалась под Корсунь-Шевченковским, отличилась в Ясско-Кишиневской операции, первой вступила в столицу Молдавии, воевала под Варшавой и на реке Одер. Свой боевой путь закончила в центре Берлина.
В 1968 году в Белгород были приглашены ветераны, воевавшие на Курской дуге 25 лет назад. Среди гостей были командир учебного батальона Н.В. Рябцев и замполит учебного батальона, ординарец комбата Д.А. Верейкин. Представители учебного батальона побывали в местах былых сражений. Прошлись по площади Революции, вышли на проспект Ленина, свернули на улицу Красина (ныне — улица Н.Чумичова). Они нашли дом, над которым было поднято окровавленное красное знамя, вспомнили всё, что не забудется никогда…
Тогда, в августе 1968 года, Никите Васильевичу Рябцеву и Дмитрию Антоновичу Верейкину за отличие в боях при освобождении города Белгорода от немецко-фашистских захватчиков в июле-августе 1943 года и плодотворную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи было присвоено звание «Почётный гражданин города Белгорода».
Сейчас, проходя по улице Николая Чумичова, нельзя не заметить красивое здание управления судебного департамента Белгородской области. Оно прекрасно отреставрировано, сохранены приметы старины, здание отлично вписывается в современный облик города. А 75 лет назад четверо молодых мужественных и преданных Родине людей ворвались в это здание, чтобы уничтожить сорок фашистов, укрывавшихся в его стенах и водрузить на нём красное знамя, дававшее всем защитникам нашей Родины надежду на жизнь и Победу. Память об этом событии навечно сохранит и это здание, и улица на окраине Белгорода, носящая теперь имя Дмитрия Антоновича Верейкина.
Ольга КОРОВИНА, научный сотрудник Пушкинской библиотеки—музея
Фото из архива музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление»