В рамках проекта «Арт—субботы» на Белгородском Арбате состоялась выставка картин художников—авангардистов > Управление культуры администрации города и выставочный зал «Родина», представляя около шестидесяти картин шестнадцати авторов из Белгорода и Курска, в этот раз работали для зрителей на грани.
Именно так называлась выставка художественных произведений, написанных на грани различных направлений, техник, жанров, философских течений, на грани того, что можно сказать без слов — с помощью кисти, карандаша, в графическом редакторе, что можно пришить или приклеить на картон, холст, железо, дерево…
Такая, образно говоря, творческая вседозволенность открывает мир в ином свете, непонятном на первый взгляд, но позволяющем домыслить увиденное на полотнах, пофантазировать на предложенную тему и все-таки согласиться с правом картины на жизнь. Или не согласиться — на то он и авангард. Например, забавный марсианин с добрыми глазами в исполнении Олега Булавина вполне поддается объяснению, а вот «Сны завтрашнего дня» или «Карта чувств» Уахби Абдулаха настолько эксклюзивны в таком изложении, что невольно думаешь: а что приснится завтра тебе? И какие цвета преобладают в твоих чувствах? Трудно даже предположить, правда? А художник справился с этой задачей, сумев изобразить.
Называющий себя флагманом мирового авангарда Владимир Пронькин — за детали! Если черный квадрат, то конкретный, если цилиндр, то оранжевый, а если просто квадрат, то непременно красный. Все дело в названиях работ заместителя председателя Белгородского регионального отделения творческого союза художников России — «Конкретный черный квадрат», «Оранжевый цилиндр», «Красный квадрат». И это вовсе не подражание коллеге Малевичу, а собственное решение уравнения с тремя неизвестными: у Владимира Ивановича они объемнее и содержательнее, чем у Казимира Севериновича.
— Я старалась сделать упор на современное искусство, — рассказывает о своем творчестве Виктория Греб-нева, представившая на выставке две картины. — Нам проще и привычнее смотреть на портреты или пейзажи, но куда сложнее показать зрителям что-то более эпатажное, конфликтное, необъяснимое. Мне кажется, это и волнует сознание человека больше всего.
Когда ты один в огромном мире или толпе людей, сдавленный со всех сторон, пытаешься издать хотя бы один звук для того, чтобы тебя заметили, услышали, признали, дали возможность жить своей, а не чужой жизнью и, самое главное, создавать что-то доброе, важное, полезное… В этом, наверное, и есть суть любого творчества — авангардного в том числе.
Владимир ПИСАХОВ
Фото автора