«Великий княже Владимире, моли Бога о нас!»

«Великий княже Владимире, моли Бога о нас!»

В этом году исполняется 20 лет знаменитому символу Белгорода

> Среди множества интересного, что предстоит посмотреть в Белгороде любознательному путешественнику, есть несколько достопримечательностей, без посещения которых не обходится ни одна обзорная экскурсия. Они считаются своеобразными визитными карточками города. Одна из нихпамятник равноапостольному князю Владимиру.

Он расположен на Харьковской горе, вблизи пересе­чения проспекта Ватутина с улицей Костюкова. Это круп­нейший памятник Белгорода и крупнейший в мире памят­ник князю Владимиру.

На народные деньги

Идея возникновения этого величавого монумента за­родилась в 1990-е годы, когда по согласованию с вла­стями Белгорода было принято решение установить его на склоне Харьковской горы. Для работ пригласили скульптора Вячеслава Клыкова, который в 1995 году уже участвовал в сооружении в Белгородской области храма-звонницы на Прохоровском поле.

Многие белгородцы считают основателем города Вла­димира Красное Солнышко — будто бы первое поселение на месте Белгорода возникло по его воле. Поэтому по­явление памятника великому князю здесь не вызывает удивления. Однако такое предположение весьма услов­но — документальных подтверждений этому факту не су­ществует.

Средства на сооружение памятника были собраны за счёт добровольных пожертвований и спонсоров. Деньги жертвовали горожане, меценаты, промышленные пред­приятия. Строительством памятника руководил будущий заместитель главы администрации Белгорода Василий Болтенков. В сооружении памятника также принимал уча­стие помощник скульптора В. Клыкова Владимир Таль-ков, старший брат музыканта и поэта Игоря Талькова, а также архитектор Виталий Перцев.

Монумент, выполненный в технике выколотки на Ка­лужской скульптурной фабрике, был перевезён в Бел­город в 1998 году. На его изготовление ушло свыше 1,5 тонны меди. 4 августа, накануне 55-летия освобожде­ния Белгорода от немецких захватчиков и в преддверии 2000-летия Рождества Христова, состоялось его торже­ственное открытие.

Содержание монумента

Вся конструкция возвышается над окружающим про­странством и хорошо видна издалека. Высота памятника от поверхности земли составляет 22,5 метра, из них 15 метров занимает постамент и 7,5 метра — скульптура кня­зя Владимира.

Памятник состоит из трех ярусов. Первый (нижний) ярус образуется четырьмя шестифигурными рельефами (всего в первом ярусе 24 фигуры), второй — тремя однофигурными рельефами, на третьем ярусе располагается фигура князя Владимира. От фасадной стороны поста­мента к смотровой площадке ведет широкая лестница.

Четыре рельефа нижнего яруса посвящены ратной доблести, жертвенности и мужеству всех защитников Отечества. На грани, обращенной на северо-запад, в центре композиции размещено изображение Спаса Все­держителя, центрального образа в иконографии Хри­ста. Слева от Христа располагается архангел Михаил, справа — архангел Гавриил. По бокам от них изображе­ны фигуры основателей христианской церкви — апосто­лы Петр и Павел. На самых краях рельефа находятся фи­гуры особо почитаемых на Руси святых воинов — Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Грань, обращённая на северо-восток, несёт изображения воинов и князей, канонизированных Русской православной церковью -святые мученики Меркурий Смроенский, Дамиан, Иоанн Воин, князь Михаил Ярославич Тверской, князь Андрей Смоленский. На третьем рельефе, обращенном на юго-восток, помещены фигуры русских князей, причисленных к лику святых — Александра Невского и Глеба, по бокам от них — Дмитрия Донского, Александра Пересвета, Роди­она Осляби и мученика Козьмы. Четвёртый рельеф со­держит изображения некоторых особо чтимых на Руси христианских воинов и подвижников — Довмонта Псков­ского, Андрея Боголюбского, целителя Пантелеймона, воина Феодора Стратилата, мученика князя Бориса, Фе-одора Тирона.

Второй ярус значительно массивнее нижнего. С фа­садной части памятника находится первый рельеф второго яруса, который содержит надпись-посвящение «Святому равноапостольному князю Владимиру». Над ней изображен крест «Процветшее древо», символи­зирующий крещение Руси Владимиром. На трёх других рельефах второго яруса расположены фигуры двух по­следних русских святых, канонизированных в годы, пред­шествовавшие революционным событиям: по левую руку от князя Владимира расположен святитель Иоасаф Бел­городский, по правую руку — преподобный Серафим Са­ровский. Позади князя Владимира расположена фигура последнего российского императора Николая II.

В третьем ярусе располагается сама фигура князя Владимира, стоящего на лавровом венке. В правой руке князь держит крест, высоко вознося его над головой, тем самым благословляя распростершийся у его ног город. Левая рука опирается на щит: тем самым святой как бы обещает свою защиту и покровительство славянским народам, объединенным единым корнем происхождения и веры.

Креститель и просветитель Руси

Памятник князю Владимиру по праву считается од­ним из символов современного Белгорода. Это не просто скульптура. Он несет в себе огромную смысловую нагруз­ку. Его создатели преследовали цель, чтобы памятник призывал молодое поколение познавать историю своего государства и родного края. Фигура князя — это напомина­ние о наших истоках, героическом прошлом, которое не­разрывно связано с современным миром. Памятник сим­волизирует уважение россиян к деятельности князя и его судьбоносному решению принять православие.

Благодаря князю Владимиру Святославичу Киевская Русь стала на путь сильного государства. Расцвет свя­зан именно с этим человеком. Он активно распространял веру, крестил русский народ в других землях. Именно он заложил традицию строительства храмов князьями. Бла­годаря князю Владимиру на Руси появились первые шко­лы, началось распространение книг. Православие, поя­вившиеся на русской земле, стало нравственной основой древнерусской народности. Именно личность Владимира Святославича стала символом объединения. Вера в Бога всегда помогала человеку переживать тяжелые испыта­ния.

Маргарита ТЕРЁХИНА, библиограф отдела краеведческой литературы Белгородской универсальной научной библиотеки

Фото Бориса ЕЧИНА


 

 

Exit mobile version