В этом году исполняется 20 лет знаменитому символу Белгорода
> Среди множества интересного, что предстоит посмотреть в Белгороде любознательному путешественнику, есть несколько достопримечательностей, без посещения которых не обходится ни одна обзорная экскурсия. Они считаются своеобразными визитными карточками города. Одна из них — памятник равноапостольному князю Владимиру.
Он расположен на Харьковской горе, вблизи пересечения проспекта Ватутина с улицей Костюкова. Это крупнейший памятник Белгорода и крупнейший в мире памятник князю Владимиру.
На народные деньги
Идея возникновения этого величавого монумента зародилась в 1990-е годы, когда по согласованию с властями Белгорода было принято решение установить его на склоне Харьковской горы. Для работ пригласили скульптора Вячеслава Клыкова, который в 1995 году уже участвовал в сооружении в Белгородской области храма-звонницы на Прохоровском поле.
Многие белгородцы считают основателем города Владимира Красное Солнышко — будто бы первое поселение на месте Белгорода возникло по его воле. Поэтому появление памятника великому князю здесь не вызывает удивления. Однако такое предположение весьма условно — документальных подтверждений этому факту не существует.
Средства на сооружение памятника были собраны за счёт добровольных пожертвований и спонсоров. Деньги жертвовали горожане, меценаты, промышленные предприятия. Строительством памятника руководил будущий заместитель главы администрации Белгорода Василий Болтенков. В сооружении памятника также принимал участие помощник скульптора В. Клыкова Владимир Таль-ков, старший брат музыканта и поэта Игоря Талькова, а также архитектор Виталий Перцев.
Монумент, выполненный в технике выколотки на Калужской скульптурной фабрике, был перевезён в Белгород в 1998 году. На его изготовление ушло свыше 1,5 тонны меди. 4 августа, накануне 55-летия освобождения Белгорода от немецких захватчиков и в преддверии 2000-летия Рождества Христова, состоялось его торжественное открытие.
Содержание монумента
Вся конструкция возвышается над окружающим пространством и хорошо видна издалека. Высота памятника от поверхности земли составляет 22,5 метра, из них 15 метров занимает постамент и 7,5 метра — скульптура князя Владимира.
Памятник состоит из трех ярусов. Первый (нижний) ярус образуется четырьмя шестифигурными рельефами (всего в первом ярусе 24 фигуры), второй — тремя однофигурными рельефами, на третьем ярусе располагается фигура князя Владимира. От фасадной стороны постамента к смотровой площадке ведет широкая лестница.
Четыре рельефа нижнего яруса посвящены ратной доблести, жертвенности и мужеству всех защитников Отечества. На грани, обращенной на северо-запад, в центре композиции размещено изображение Спаса Вседержителя, центрального образа в иконографии Христа. Слева от Христа располагается архангел Михаил, справа — архангел Гавриил. По бокам от них изображены фигуры основателей христианской церкви — апостолы Петр и Павел. На самых краях рельефа находятся фигуры особо почитаемых на Руси святых воинов — Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Грань, обращённая на северо-восток, несёт изображения воинов и князей, канонизированных Русской православной церковью -святые мученики Меркурий Смроенский, Дамиан, Иоанн Воин, князь Михаил Ярославич Тверской, князь Андрей Смоленский. На третьем рельефе, обращенном на юго-восток, помещены фигуры русских князей, причисленных к лику святых — Александра Невского и Глеба, по бокам от них — Дмитрия Донского, Александра Пересвета, Родиона Осляби и мученика Козьмы. Четвёртый рельеф содержит изображения некоторых особо чтимых на Руси христианских воинов и подвижников — Довмонта Псковского, Андрея Боголюбского, целителя Пантелеймона, воина Феодора Стратилата, мученика князя Бориса, Фе-одора Тирона.
Второй ярус значительно массивнее нижнего. С фасадной части памятника находится первый рельеф второго яруса, который содержит надпись-посвящение «Святому равноапостольному князю Владимиру». Над ней изображен крест «Процветшее древо», символизирующий крещение Руси Владимиром. На трёх других рельефах второго яруса расположены фигуры двух последних русских святых, канонизированных в годы, предшествовавшие революционным событиям: по левую руку от князя Владимира расположен святитель Иоасаф Белгородский, по правую руку — преподобный Серафим Саровский. Позади князя Владимира расположена фигура последнего российского императора Николая II.
В третьем ярусе располагается сама фигура князя Владимира, стоящего на лавровом венке. В правой руке князь держит крест, высоко вознося его над головой, тем самым благословляя распростершийся у его ног город. Левая рука опирается на щит: тем самым святой как бы обещает свою защиту и покровительство славянским народам, объединенным единым корнем происхождения и веры.
Креститель и просветитель Руси
Памятник князю Владимиру по праву считается одним из символов современного Белгорода. Это не просто скульптура. Он несет в себе огромную смысловую нагрузку. Его создатели преследовали цель, чтобы памятник призывал молодое поколение познавать историю своего государства и родного края. Фигура князя — это напоминание о наших истоках, героическом прошлом, которое неразрывно связано с современным миром. Памятник символизирует уважение россиян к деятельности князя и его судьбоносному решению принять православие.
Благодаря князю Владимиру Святославичу Киевская Русь стала на путь сильного государства. Расцвет связан именно с этим человеком. Он активно распространял веру, крестил русский народ в других землях. Именно он заложил традицию строительства храмов князьями. Благодаря князю Владимиру на Руси появились первые школы, началось распространение книг. Православие, появившиеся на русской земле, стало нравственной основой древнерусской народности. Именно личность Владимира Святославича стала символом объединения. Вера в Бога всегда помогала человеку переживать тяжелые испытания.
Маргарита ТЕРЁХИНА, библиограф отдела краеведческой литературы Белгородской универсальной научной библиотеки
Фото Бориса ЕЧИНА