Наш журналист купил счастливые билеты в оба конца. И не прогадал
> Самое лучшее утро на свете не обязательно может начаться с чашки ароматного кофе на террасе собственного коттеджа где—нибудь в предместьях австрийского Зальцбурга. Теперь я точно знаю: в водительской кабине троллейбуса под управлением Николая Высторобского, следующего по городскому маршруту №1, утро по—настоящему наполняется красотой и смыслом. Тут вам и первые лучи солнца, заботливо ласкающие крыши белгородских многоэтажек, и освежающее дуновение ветра, осторожно подталкивающего гуляющих с собаками горожан, и приветливое щебетание проснувшихся птах… Первый троллейбус мчит по умытым улицам и проспектам со всеми остановками, навстречу новым свершениям и победам — чем не романтика?
Белгород просыпался тяжело, словно желая досмотреть эпизоды последнего сна. Едва стали различимыми контуры зданий, деревьев, припаркованных во дворах машин, он постепенно начал оживать. Николай Егорович тридцать один год встречает рассвет за рулем троллейбуса, и каждый раз, как он утверждает, любимый город удивляет и радует. Поэтому утро для водителя со стажем всегда выдается добрым. Помнит ли он улицы старого Белгорода? О да! На рубеже восьмидесятых и девяностых малая родина тоже вызывала восторг, хотя, сравнивая прежний город и его современный облик, предпочтение однозначно отдает веку двадцать первому.
— Раньше приходилось ездить по узким двухполосным дорогам, сейчас улицы намного шире, но и движение по ним стало интенсивнее, — рассказывает Высторобский. — Город, конечно, очень преобразился за тридцать лет, причем изменилось абсолютно все. Он вырос в прямом и переносном смыслах, расширился, обновился в архитектурном плане. Приятно наблюдать за такими переменами. Кстати, нам пора выезжать — график.
На часах — 6.30. От аэропорта наш троллейбус медленно тронулся по проспекту Богдана Хмельницкого. Николай Егорович ласково называет свою «Тролзу» машиной мечты, и на новую, более комфортабельную модель, пересаживаться отказался. Действительно, есть в архаичных предметах и вещах что-то такое, без чего трудно обойтись, к чему не просто привыкаешь с годами, но и прикипаешь душой. Этот троллейбус, как и его водитель, тоже изучал историю города, измеряя ее километрами. Сколько их пройдено, даже спидометру уже не известно. Поэтому профессиональную верность старому другу понять можно.
Первая остановка — улица Кутузова. Немногочисленные пассажиры, в основном люди среднего и старшего возраста, отправились по маршруту. В такую рань кто-то из них едет на работу, кто-то — на рынок или железнодорожный вокзал. Среди первых клиентов «единички» есть постоянные пассажиры, которые знают, что машина мечты Николая Егоровича заберет их в конкретное время и доставит точно по адресу. Они здороваются с ним при входе в салон и желают хорошего дня при выходе — родные люди, одним словом.
Однажды он, как обычно, ехал по маршруту. На одной из остановок в троллейбус вошли две женщины и мужчина, которые обратились к водителю с необычной просьбой: можно ли им прокатиться в салоне от конечной до конечной? И объяснили: они иногородние, Белгород за первые сутки пребывания здесь настолько понравился нашим гостям, что захотели полюбоваться его видами из окна общественного транспорта. Николай Егорович с удовольствием исполнил для них две роли — водителя и экскурсовода.
Автовокзал, технический лицей, «Сокол», швейная фабрика — остановки пролетали мимо нас так же стремительно, как развивался и строился Белгород. Некоторые из них сохранили свои прежние названия, к которым горожане привыкли еще с давних времен, какие-то — изменились. Но духом советской эпохи на протяжении маршрута местами, разумеется, пахнет. И от этого, честно говоря, по душе разливался настоящий нектар — что-то вроде «Байкала» или «Тархуна». Помните?
— Остановка «Улица Гагарина», следующая — «Улица Мичурина», — объявляет персонально для меня Николай Егорович. -Скоро повернем на Белгородский проспект, бывшую улицу Литвинова: там, кстати, мой дом.
Чем выше над городом поднималось солнце, тем становилось шумнее на улицах. Уже вовсю слышались протяжные автомобильные клаксоны и рев двигателей грузовиков, и салон нашей «единички» принимал людей в большем количестве. А вот и Евдокия Алексеевна — пассажир со стажем, предпочитающая троллейбус всем остальным видам общественного транспорта.
— Это, видимо, старая советская привычка — добираться до нужного места только на троллейбусе, — рассказывает она. — Каждое утро я езжу на «единичке» на работу, мне здесь спокойнее и надежнее. Троллейбусы в городе должны быть!
Центральный рынок, духовная семинария, скорая помощь и, наконец, железнодорожный вокзал: мы прибыли на конечную остановку и сразу же отправились в обратный путь. Друзья, в последний раз я ездил на троллейбусе много лет назад, и такого удовольствия давно не испытывал. Самое лучшее утро на свете, в которое мы резво ворвались на троллейбусе, закончилось для меня в том же аэропорту: по маршрутному кольцу с Николаем Высторобским проехали пятнадцать километров триста метров. От нахлынувших чувств даже проезд оплатил в оба конца и получил из рук водителя проездные талоны, которые сохраню на память. Белгород окончательно проснулся к тому времени, и, оглядывая его улицы, я подумал, что жить и работать здесь — одно удовольствие!
Владимир ПИСАХОВ
Фото автора