Ударил молотом по безмятежности

Ударил молотом по безмятежности

Он проводил время в путешествиях, пока случайно не разжег в кузне горн

> Таким Буратино я еще не видел. Мальчуган в железном колпачке не без посторонней помощи умеет ходить, размахивать руками и смотреть по сторонам.

 Ударил молотом по безмятежности

Чтобы он хоть чем-то был похож на своего прототипа, одну руку, одну ногу, ту­ловище, голову и нос автор смастерил из дерева. Игрушку со стальным характером и деревянной душой Андрей Бондаренко отвез в деревню Бывалино Московской области на XIII Международный фести­валь кузнечного искусства. Таким Бурати­но там тоже не видели.

Андрей колесил по стране и миру, нахо­дя в этом единственное для себя удоволь­ствие и стимул к жизни. Моря и океаны, рассветы и туманы, как поется в популярном музыкальном хите, предназначались как будто только для него: он легко и в раз­ных направлениях пересекал географи­ческую систему координат, преодолевая тысячи километров на всех видах транс­порта, знакомился с ландшафтами, куль­турой, традициями людей, населявших тот или иной регион России или страну зару­бежья. Неизвестно, сколько бы продолжа­лись такие поездки, если не случай.

Ударил молотом по безмятежности

Весной 1999-го он вернулся в Белгород из очередного «турне». Встретился с дру­зьями, которых давно не видел, причем на территории строительного предприятия, где они работали. Внимание привлекло небольшое одноэтажное здание, уже по­косившееся и заметно покореженное вре­менем. Кузня, объяснили Андрею, давно не функционирует. Он вошел внутрь, провел рукой по молоту и клещам, от­крыл дверцу горна, с трудом разжег его, и когда появился жар, вставил в это пекло валявшуюся на полу железку. Что имен­но но желание подчинить себе металл и соз­дать из него полезную вещь, неожиданно затмило все потребности того дня и жизни в целом. Курс путешествий по отношению к наковальне рухнул мгновенно.

Позже Бондаренко продолжал ездить по стране, но только в качестве участни­ка фестивалей кузнечного искусства. На каждый он привозил новую работу — плод творческого воображения мастера. Вдох­новение находит в недрах природы — в загадочно расползающихся по небу облаках, деревьях причудливой формы, синеве шумных рек… Иногда озарение приходит неожиданно: Андрей может не­сколько дней или недель не прикасаться к инструментам для воплощения задумки, а в два часа ночи вдруг встать и пойти в мастерскую, чтобы начать творить.

Кстати, о начале творчества. Он ри­сковал тогда в 1999-м, когда, успешно сплющив молотом раскаленное железо, написал мелом на том старом здании сло­во «кузня». За этим занятием его застала проезжающая мимо на автомобиле жен­щина.

— Вы кузнец? — спросила она, остано­вившись.

— Ну да, — неуверенно ответил растеряв­шийся путешественник.

— Мне нужно десять декоративных све­тильников. Сделаете?

Отступать и отказываться от слов Андрей не посмел — стыдно стало. Ведь только что публично мелом на стене объявил себя кузнецом. Он принял заказ и даже нарисовал для клиентки эскизы бу­дущего изделия, а как его исполнять, по­нятия не имел.

— Первым делом отправился в магазин «Промтовары», купил стеклянные плафо­ны, патроны и прочие принадлежности, -вспоминал мастер. — А варить-то не умею! Позвонил сварщику, попросил помочь, вместе мы и ваяли светильники.

Заказчица, между прочим, осталась до­вольна, хотя сейчас Андрей считает, что те изделия — чистой воды брак, который и подарить было бы неудобно. А он уму­дрился продать. Тем не менее, первый за­работок потратил на инструменты, потому что кроме молотка и кузнечных клещей больше ничего не имел. Не поленился в библиотеке прочитать все книги о кузнеч­ном деле, азы которого постигал на прак­тике: обжигался, ошибался, не рассчиты­вал время, температуру в горне, однако терпение и труд все перетерли.

Сейчас Андрею Бондаренко железо поддается без оговорок. В него он вдохнул множество жизней, а оно, обретя второе дыхание и став скульптурой, дарит своему автору силы для воплощения новых идей. Любимых среди них нет, но очень гордит­ся историей создания одной. На профес­сиональном фестивале в Перми, состояв­шемся в прошлом году, Андрей сделал из железа герб Белгорода. Под проливным дождем в течение дня кузнец ковал буквы из названия города и сооружал орла. К ве­черу композиция была полностью готова, организаторы прикрепили ее на дуб, где она красуется до сих пор.

…У безмятежности есть предел. По ней бы молотом да по наковальне — и мож­но обрести второе дыхание или подарить его тому, кто нуждается в нем. Железная логика.

Владимир ПИСАХОВ

Фото автора и из архива Андрея БОНДАРЕНКО