Огненная дуга» художников-баталистов

Огненная дуга» художников-баталистов

В этом году отмечаются юбилеи со дня рождения создателей диорамы в Белгороде

Благодаря этим людям зрители могут почувствовать себя участниками важнейшего сражения Великой Отечественной. 2018 год -юбилейный для всех членов творческой группы художников-баталистов.

12 июля…12-14 часов дня. Прошла сквозная танковая атака, бой ведут вто­рые эшелоны, в том числе воины 5-й гвар­дейской общевойсковой армии генераллейтенанта А.С. Жадова. Поддерживая ведущих бои танкистов 5-й гвардейской танковой армии генераллейтенанта П.А. Ротмистрова, они неудержимо про­двигаются вперед. За вспышками раз­рывов, клубами дыма встают руины го­рячего металла развороченной техники, искалеченной воронками и обугленной земли. В небе тоже идет бой. Вот два танка со звездой и свастикой столкну­лись в смертельном поединке, опален­ные лавиной огня, вставшие на дыбы, они продолжают схватку. Нечеловече­ское напряжение людей и машин…

Этот эпизод виделся как ключевой в по­строении композиции диорамы «Огненная дуга», в основу художественного замысла которой было положено танковое сраже­ние под Прохоровкой 12 июля 1943 года. Победа в этом сражении стала перелом­ным рубежом в обороне Курского выступа.

Диорама «Огненная дуга» в Белгоро­де создана творческой группой художни­ков-баталистов студии имени М. Грекова: руководителем авторского коллектива, народным художником РСФСР Николаем Яковлевичем Бутом, заслуженными ху­дожниками РСФСР Геннадием Кирилло­вичем Севостьяновым и Виктором Нико­лаевичем Щербаковым, а также членом Союза художников СССР Михаилом Анто­новичем Сычевым.

Николай Бут

Николай Яковлевич Бут родился в 1928 году в небольшой деревушке Сумской об­ласти. В подростковом возрасте он испытал все ужасы и лишения фашистской оккупа­ции в Таганроге, куда семья перебралась в 1943 году. Хотя воевать ему не пришлось, война наложила свой отпечаток на его био­графию. Кстати, его отец — участник Граж­данской войны.

Рисовать Николай начал в 13-14 лет, увлекался военной тематикой, романтикой борьбы за свободу русского и украинского народов. Н. Бут учился в Ростовском худо­жественном училище, Московском художе­ственном институте имени В.И. Сурикова, затем в Харьковском художественном ин­ституте. Обладая актерскими способностя­ми, он одновременно с Суриковским легко поступил в ГИТИС, однако выбрал все-таки живопись. Его учеба в институте заверши­лась созданием огромного батального хол­ста, посвященного защитникам Брестской крепости. Эта работа была рекомендова­на на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Картину заметили, и автор был приглашен в студию военных художников имени М. Грекова, с которой и связал всю свою творческую жизнь.

Начало работы Николая Яковлевича в студии совпало с атмосферой активных по­исков и экспериментов в области монумен­тального искусства. Художник был включен в творческий коллектив, создававший па­нораму «Сталинградская битва». В даль­нейшем он активно работал в области ди-орамно-панорамного искусства, принимал участие в восстановлении панорамы «Боро­динская битва», создании диорам «Форси­рование Днепра» и «Огненная дуга». Нико­лай Яковлевич имел артистическую натуру, его артистизм проявлялся и в творческой манере художника — перевоплощаясь, он жил чувствами и мыслями своих героев. Поэтому, возможно, они так достоверны, и так правдивы ситуации, в которых они ока­зались. Н. Бут так определял задачи худож­ника-баталиста: «Мы, художники, обязаны оставить свидетельства о виденном и пере­житом поколениям, которые знают и будут знать о войне по книгам, картинам и кино­фильмам. Они должны знать и тех, кто сам, опухая от голода, кормил и одевал солдат Победы, и какой ценой она добыта, сколь­ко страданий, крови, жизней она стоит». Он считал это своим долгом, долгом человека и гражданина. Николай Яковлевич Бут удо­стоен многих наград и премий, а за работу над диорамой «Огненная дуга» награжден орденом «Знак Почета».

Виктор Щербаков

Жизнь в искусстве еще одного создателя диорамы прошла рядом с Н. Бутом. Виктор Николаевич Щербаков родился в городе Минеральные Воды Ставропольского края в том же 1928 году, учился вместе с Бутом в Ростовском училище и Суриковском ин­ституте. В 1961 году его приняли в студию военных художников им. М. Грекова, где он сразу же увлекся графикой. Характерные черты его художественного дарования — ин­терес к жизни воинов Советской армии и Военно-морского флота, пристрастное от­ношение к каждому тематическому сюжету, в любом графическом листе он всегда ис­кал духовную наполненность. Кроме гра­вюры Щербаков много и хорошо работал в технике акварели. В искусстве всегда ценится самобытность художника, желание попробовать свои силы в других видах ис­кусства, и Виктор Николаевич принимает участие в создании одной из крупнейших панорам в мире — «Плевенской эпопеи» для дружественной Болгарии. Войдя в этот но­вый для него мир изобразительного искус­ства, мир создания синтетического зрели­ща, В. Щербаков в авторском содружестве с Н. Бутом и Г. Севостьяновым создает са­мую большую диораму в стране «Огненная дуга». Он шел к этому через внутреннюю борьбу, через постижение целей высоко­го творчества. Эта работа открыла перед ним новые горизонты, творческие возмож­ности и принесла большое удовлетворение человека и художника. Виктор Николаевич много ездил по стране и за рубежом, он -участник многочисленных выставок. В 1996 году ему было присвоено почетное звание «Народный художник России».

Геннадий Севостьянов

Третьим участником творческого коллек­тива был Геннадий Кириллович Севостья­нов, родившийся в 1938 году в Куйбышев­ской области. Казанское художественное училище, Суриковский институт, а потом студия им. М. Грекова, в которую он был принят в 1971 году, — все это напоминает творческое становление его товарищей Бута и Щербакова. Первая же картина, написанная им после прихода в студию -«Солдатское утро», стала классикой, она не сходила со страниц армейских журналов.

Утонченный талант Г.К. Севостьянова высоко ценился в профессиональной сре­де, он был одним из тех мастеров, которых называют апологетами русской реалисти­ческой школы живописи. Геннадий Сево­стьянов писал тематические полотна, пор­треты, пейзажи и натюрморты. Творческие командировки в войска и на флот стали ис­точниками его творчества. Он работал на Северном флоте, в Севастополе. Вместе с Н. Бутом они дважды работали как воен­ные художники в Афганистане. Геннадий Кириллович был военным художником по призванию, он осваивал любой современ­ный и исторический материал, пропуская его через собственное сердце.

Высшим испытанием на звание худож­ника-баталиста стала для него работа над созданием диорамы «Огненная дуга». Эпическое сражение на Прохоровском поле — самая значительная работа Г. Сево­стьянова. Здесь в полной мере проявился его талант живописца с историческим мыш­лением. В 1996 году за большие заслуги в области изобразительного искусства и многолетнюю творческую деятельность Г. Севостьянову было присвоено почетное звание народного художника Российской Федерации.

Михаил Сычёв

Также участником творческой группы был ветеран Великой Отечественной во­йны, член Союза художников СССР Миха­ил Антонович Сычев. Он родился в 1918 году в Кировоградской области, окончил Одесское художественное училище, с 1949 года работал в художественных ма­стерских таганрогского отделения Худо­жественного фонда. Он всегда тяготел к созданию крупномасштабных полотен, участвовал в создании диорам «Взятие города Армянска» в Симферополе, «Бит­ва за Днепр» в Днепропетровске, «Огнен­ная дуга» в Белгороде. Михаил Антонович награжден орденом Отечественной войны второй степени и несколькими медалями, его взгляд, совет и жизненный опыт были просто бесценными при создании диора­мы в Белгороде.

Создание диорамы длилось два года, оно было завершено в 1987 году. Торже­ственное открытие состоялось 4 августа -в канун празднования Дня освобождения города. Позже, в 1990 и 1995 годах, В. Щербаков и Г. Севостьянов принимали участие в реставрации холста и предмет­ного плана диорамы «Огненная дуга».

Белгородская земля, весь русский на­род благодарны воинам, победившим в Курской битве, освободившим страну от фашистских захватчиков. Благодарны и художникам, которые своим титаническим трудом талантливо и проникновенно уве­ковечили подвиг русских солдат.

Ольга ТРУБАЧЕВА, ведущий библиограф отдела литературы по искусству Белгородской универсальной научной библиотеки

Фото из архива библиотеки

 

Exit mobile version