К новому учебному году готовы!

К новому учебному году готовы!

> Традиционно в преддверии наступающего учебного года на августовской педконференции речь шла о готовности муниципальной системы к решению стратегических задач, стоящих перед отраслью. С этого вопроса мы и начали наше интервью с руководителем управления образования города Ириной Гричаниковой.

—  Ирина Александровна, какие глав­ные задачи стоят перед системой об­ разования города?

—  Сегодня эти  задачи  определяются Указом Президента от 7 мая 2018 года № 204 и национальными проектами по его реализации. Одна из важнейших — задача к 2021 году достичь 100-процентной до­ступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

По итогам комплектования дошкольных образовательных учреждений в 2018 году выполнена задача по обеспечению всех детей в возрасте от трех лет местами в муниципальных дошкольных образова­тельных учреждениях. Всем детям этого возраста были предложены места в МДОУ города, но часть из них направлялась в детские сады не в шаговой доступности. По-прежнему острой остается проблема обеспеченности местами в МДОУ в МКР «Южный» и «Крейда», «Спутник», в юго-западных микрорайонах города.

В рамках исполнения Указа Президен­та 2018 года воспитанниками МДОУ стали 1140 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Кро­ме того, готов к открытию филиал МДОУ № 39, в который будут направлены из го­родской очереди 100 детей раннего воз­раста, в ближайшей перспективе — откры­тие ещё 95 мест в филиалах МДОУ № 7 по ул. Садовая (40 мест) и МДОУ № 42 по пер. Харьковскому (55 мест).

К 2019 году мы планируем создать до­полнительно 1295 мест, что позволит не только увеличить охват услугами дошколь­ного образования детей раннего возраста, но и обеспечить местами в МДОУ детей по месту жительства в микрорайонах — ново­стройках.

Задача инфраструктурных изменений напрямую вытекает из наличия дефицита мест в общеобразовательных учрежде­ниях, из организации двусменного режи­ма их работы. Деятельность по переводу школ города на обучение в одну смену с 2016 года стала одним из приоритетных направлений работы администрации горо­да Белгорода. За это время нам удалось сократить количество детей, обучающихся во вторую смену с 5528 до 2409. Именно столько школьников по предварительной информации будет обучаться во вторую смену с 1 сентября 2018 года в 13 школах города. Вводятся в эксплуатацию новые общеобразовательные учреждения. В ян­варе 2018 года начал работу «Центр об­разования № 15 «Луч» на 1000 мест. А 1 сентября школьников примет новая школа в микрорайоне «Новый-2».

В наступающем учебном году работа по созданию новых мест в системе обще­го образования будет продолжена. Пла­нируется ввод в эксплуатацию двух уч­реждений в МКР «Спутник» и МКР «Новая жизнь».

—  Расскажите о составе педагоги­ческих коллективов наших образо­вательных учреждений. Кто сегодня учит наших детей?

—  Образовательный процесс в наших учреждениях осуществляют почти 5000 педагогов. Из них более 30 процентов — специалисты в возрасте до 35 лет.

В городе ведется целенаправленная работа по поддержке профессионально­го роста работников муниципальной си­стемы образования. В неё включены все категории педагогических работников: от начинающих свой путь в профессии до опытных руководителей образовательных учреждений.

Эффективность сложившейся систе­мы поддержки молодежи подтверждается закреплением специалистов в образовательных учреждениях и их успешным вы­ступлением на различных конкурсах.

Совершенствуются формы работы с руководящими кадрами. Широкое рас­пространение получили педагогические квесты для руководящих работников ДОУ. Опыт проведения вызвал интерес педаго­гического сообщества и был представлен в 2017 году на всероссийском вебинаре, организованном при поддержке корпора­ции «Российский учебник», а также в Ека­теринбурге в рамках VII Всероссийской Летней школы с международным учас­тием.

Руководители восьми белгородских общеобразовательных учреждений — ак­тивные участники регионального Клуба успешного менеджера, который возглав­ляет директор МБОУ «Гимназия №22» С.А. Шляхова.

Лауреатом Всероссийского конкурса «Директор школы — 2017» стала О.В. Ма-хова, директор МБОУ СОШ №11 г. Белго­рода. В 2018 году на региональном кон­курсе «Директор школы» город Белгород достойно представлял С.П. Кашкаров, ди­ректор МБОУ СОШ №40, занявший второе место.

—  В наших школах обучается много талантливых детей. Что делаетсячтобы их стало больше?

—  В работе с одаренными детьми Белго­род традиционно занимает первое место среди муниципальных образований обла­сти.

В 2017-2018 учебном году 211 обучаю­щихся города получили статус победите­лей и призеров регионального этапа (это на 47 человек больше, чем в олимпиаде 2016-2017 учебного года). В 2018 году 22 учащихся города Белгорода представляли Белгородскую область на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школь­ников по 14 предметам, 10 из них стали победителями и призерами.

Работа по выявлению способностей де­тей и их развитию ведется с детсадовско­го возраста. Проект «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций г. Белгорода реализуется по­средством использования ТИКО-конструк-тора в образовательной области «Позна­вательное развитие». К концу 2018 года в 20 дошкольных учреждениях города будет создана специализированная раз­вивающая среда, обеспечивающая прак­тическую созидательную деятельность ребенка.

Стоит отметить и проект «Шахматы в школе». В каждой школе города органи­зованы площадки для занятий и игры в шахматы. Его продолжением станет ана­логичный проект в системе дошкольного образования. Рассчитываем, что не менее 1000 детей старшего дошкольного возрас­та будут вовлечены в деятельность шах­матных секций в детских садах города.

Определяющим ресурсом для даль­нейшего развития системы работы с ода­ренными детьми станет использование возможностей системы дополнительного образования. В связи с этим, в наступаю­щем учебном году на базе учреждения до­полнительного образования «Белогорье» будет создан Центр развития одаренных детей.

Одним из ключевых показателей фе­дерального проекта «Успех каждого ре­бенка» является «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнитель­ным образованием». Для муниципальной системы образования данный показатель является стратегическим, определяющим успешность одного из направлений развития города. На протяжении ряда лет нам удается обеспечить значение этого пока­зателя на уровне 95%. При этом исходное значение показателя в федеральном про­екте на 2018 год — 71,5%, прогнозное зна­чение на 2024 год — 80%.

Второе направление носит органи­зационный характер. Нам необходимо обеспечить условия для реализации про­грамм технической и естественнонауч­ной направленности. Именно поэтому с 1 сентября 2018 года на базе Центра об­разования № 15 и Шуховского лицея нач­нет работать муниципальный технопарк «Техноград». Силами педагогов Центра технологического образования будет ор­ганизовано обучение 300 школьников в 5 модулях (робо-, IT-, био-, аэро- и автомо­дуль). В дальнейшем сеть учреждений, ко­торые могут стать базой для муниципаль­ного технопарка, будет расширена.

—  Среди главных задачстоящих сегодня перед образовательными учреждениями,  — забота о здоровье школьников. Что делается в этом на­ правлении?

—  Губернатором Белгородской области поставлена амбициозная задача достичь к 2024 году значения показателя «Доля школьников, отнесенных к первой группе здоровья» на уровне 90% .

Муниципальная система образования стремится обеспечить быстрое реагиро­вание на существующие проблемы. Среди белгородских школьников сегодня первую группу здоровья имеют 14,1%.

С 2018 года в Белгороде реализуются два муниципальных проекта, направлен­ных на внедрение системы работы по про­филактике нарушений опорно-двигатель­ного аппарата.

В рамках проекта «Здоровый взгляд в будущее» организовано тесное взаимо­действие с областным центром медицин­ской профилактики. В 11 школах введены дневники здоровья обучающихся, ведется работа по освоению педагогами здоро-вьесберегающих технологий, предложе­ны рекомендации по профилактике забо­леваний в школьной среде, проводятся скрининговые обследования педагогов и обучающихся.

10 образовательных учреждений (№№ 11, 20, 21, 28, 36, 40, 43, 44, 48, 49) участвуют в реализации регионального проекта «Сетевое взаимодействие образо­вательных организаций в воспитании куль­туры здоровья детей и подростков».

С 1 сентября 2018 г. будут апробиро­ваны безотметочная система и механизм отказа от домашнего задания в традици­онной форме. Это позволит снять психо­логическую тревожность, избежать пере­утомления.

—  Но в то же время, насколько нам из­вестно, много внимания уделяется и созданию безбарьерной среды для ин­клюзивного образования детей с огра­ниченными возможностями здоровья.

В городе Белгороде такая среда орга­низована в 15 школах города. Это 32% от общего количества муниципальных обще­образовательных учреждений. Значение этого показателя в полтора раза превы­шает значение по Российской Федерации. Вновь построенные школы полностью со­
ответствуют всем требованиям по органи­зации безбарьерной среды.

Кроме того, в течение 8 лет образова­тельные учреждения города участвуют в реализации федерального проекта «До­ступная среда». Только в 2018 году из кон­солидированного бюджета для этих целей было выделено более 1,2 млн руб.

В городе реализовано два проекта по созданию условий для обучения детей с ОВЗ. В результате в образовательных учреждениях не только были созданы ар­хитектурные, материально-технические и кадровые условия, закуплено специализи­рованное оборудование, введены в штат­ное расписание необходимые ставки для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Результатом проводимой ра­боты стала победа в июле 2018 года шко­лы № 21 города Белгорода в региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Призером конкурса стала школа № 29.

—  Можно ли сегодня сказать, что муниципальная система образования готова к новому учебному году, к вы­полнению возложенных на нее задач?

—  Прежде всего, мне бы хотелось по­благодарить руководителей муниципаль­ных образовательных учреждений за ка­чественную подготовку к новому учебному году. Их готовность высоко оценена меж­ведомственной комиссией. Все учрежде­ния признаны готовыми начать учебный год, а 45% учреждений (28 школ, 25 дет­ских садов и 4 учреждения дополнительно­ го образования)приняты с отличием.

В целом муниципальная система, обра­зовательные учреждения готовы к работе по реализации стратегических направле­ний развития образования. Об этом го­ворят не только значения стратегических показателей, по многим из которых мы достигли уровня, планируемого на 2024 год. И даже не создание всех условий, обе­спечивающих достижение этих показате­лей. Залогом успешного решения стоящих перед системой образования задач явля­ется объединение усилий всех участников образовательного процесса.

Убеждена, что совместными усилиями мы сможем добиться решения поставлен­ных задач.

Всех с наступающим 1 сентября — Днем знаний!

Беседовал Василий КОТОВ

Фото Бориса ЕЧИНА

 

Exit mobile version