Испытание огнем

Испытание огнем

Один день из жизни пожарного караула: дыма без огня не бывает

> Одинаковых пожаров нет. Каждое возгорание уникально, как отпечатки наших пальцев, и имеет свои неповторимые особенности. Общая черта всех пожаров — они одинаково опасны.

Об этом рассказали сотрудники пожар-но-спасательной части №1, с которыми я недавно провел целый день, заступив в караул на дежурство. Первый тревож­ный вызов диспетчер зарегистрировал в 11.15: сработала пожарная сигнализация в помещении одного из супермаркетов на проспекте Славы. Команда выехала на место незамедлительно.

С включенной сиреной мы мчались по улицам, а помощник начальника кара­ула Андрей Волобуев по радиостанции уточнял детали ЧП, чтобы узнать о его масштабе и степени угрозы как можно больше информации. «По опыту могу предположить, что ничего серьезного в магазине не произошло, и последствия возможного возгорания будут незначи­тельны, — делится мнением Андрей Вла­димирович. — Иначе туда бы уже направ­лялись дополнительные силы МЧС, о чем нас оповестили бы в радиоэфире. Но приехать на место в любом случае нужно быстро».

Вот и магазин. Мгновенный визуаль­ный осмотр здания еще из окна подъ­езжающего автомобиля, стремительная высадка из него, и караул в составе ко­мандиров отделений Сергея Скрипниченко и Сергея Комарова почти взлетает по лестнице, ведущей к входной двери. С улицы не видно ни дыма, ни огня, и толь­ко внутри, едва переступили порог по­мещения, почувствовали запах гари. Нас сразу успокоила администратор торговой точки: «Вы все-таки приехали? Я ведь отменила вызов. Дело в том, что в духовке готовились пиццы, температура в печи была максимальной, от чего еда просто сгорела, — объяснила она. — Поэтому и сработала сигнализация».

Пожарные выдохнули, а Волобуев лично обошел здание, осмотрел все по­мещения и даже поднялся на второй этаж: прежде чем покинуть объект, он должен быть уверен в его безопасности на 100 процентов. И, кстати, отменить вызов и вернуть караул на базу может только диспетчер МЧС, но не директор магазина. «Тревожно ли на душе, когда едете на пожар?» — спрашиваю у Сергея Скрипниченко. «Как правило, нет. Это нормальная рабочая обстановка, — услы­шал в ответ. — Хотя, если диспетчер тре­бует ускориться или в радиоэфире слыш­но, как на горящий объект направляются дополнительные автомобили гарнизона и становится понятным масштаб трагедии, то волнение от предстоящей работы, ко­нечно, присутствует. Ведь надо успеть вовремя приехать и спасти людей».

Самый крупный пожар, случившийся во время службы Андрея Волобуева, он и его коллеги из других подразделений тушили целую ночь. Несколько лет назад на территории завода «Краски КВИЛ» взорвался котел с лаком. Пламя быстро распространялось по цеху и за считан­ные мгновения добралось до грузови­ков, наполненных лаком. Однако главная опасность таилась в многотонных стаци­онарных цистернах, в которых также на­ходилась легковоспламеняющаяся жид­кость. Если бы взорвались эти емкости, на ликвидацию очага потребовалось бы значительно больше времени и сил. Расчеты прибыли на место вечером и поливали пылающий завод, как сказали бы военные, со всех видов орудий. К сча­стью, никто не погиб в этом огненном аду (мне показали видео, снятое на пожаре), но локализовать опасность получилось лишь утром. Пламя уничтожило практи­чески все. «Это было для меня первое серьезное испытание огнем, — вспоми­нает Андрей Владимирович. — Тяжелая жаркая ночь, думал, не закончится никог­да. Но уже на рассвете, возвращаясь на базу, я гордился тем, что выбрал настоя­щую мужскую профессию».

Утренний развод, учебные занятия, сдача различных нормативов, уход за техникой — караул живет в расположении части согласно строгому распорядку. И только пожары вносят в эти рамки свои коррективы. Смену приняли, можно и по­завтракать. В предвкушении горячего чая и бутербродов с маслом сажусь за общий стол и… узнаю, что бутербродов с мас­лом не будет. Причем никогда. Примета, оказывается, плохая. Приметам здесь следуют неукоснительно и свято верят в то, что их соблюдение гарантирует спо­койную смену. Еще из примет: вышел из отпуска — получи выезд, не чисти обувь перед сменой (только после), выдали новую форму — потопчи ее ногами. А из традиций особенно понравилась одна. На первом же тревожном выезде нович­ка смены, не предупреждая, обливают из пожарного рукава с ног до головы. Раз­умеется, после того, как потушит огонь.

Исполняющий обязанности началь­ника пожарно-спасательной части №1 Сергей Коротеев рассказывает, что Бел­город — один из самых благополучных городов в противопожарном отношении. Ситуация может быть еще лучше, если бы не безответственность людей, потому что частая причина возгорания — злоупо­требление алкоголем. Выпил, закурил, уснул, не потушив сигарету, — пожар обе­спечен. Погиб сам и подверг смертельной опасности соседей — перспектива задо­хнуться в такой ловушке явно не радует. А еще мы можем выбросить горящий оку­рок в мусоропровод — он ведь для этого и предназначен, не правда ли? Так и хо­чется в сотый или тысячный раз призвать в помощь благоразумие и порядочность.

Караульную смену я сдал раньше графика, ближе к вечеру, а мои новые знакомые из пожарно-спасательной ча­сти остались спасать планету и город до утра. Испытание огнем прошел условно. Ну и слава Богу.

Владимир ПИСАХОВ

Фото автора

Exit mobile version