Диалоги об искусстве — «От мимесиса до мемов»

Диалоги об искусстве - «От мимесиса до мемов»

Искусствоведы рассказали о связи культур

> Практически все активные пользователи Интернета не раз сталкивались на просторах сети с модным словечком «мем». Изображения с супергероем Чаком Норрисом, веселым Леонардо Ди Каприо, грустным Киану Ривзом, «троицей» в кокошниках и «мимимишными» котиками заполонили посты и электронные письма.

Мало кто знает, как связать имена Пла­тона, Аристотеля и Гераклита с этим со­временным явлением. Лекция кандидата искусствоведения, директора выставоч­ного зала «Родина» Натальи Гончарен-ко и искусствоведа, научного сотрудника «Родины» Марии Пономаренко «От ми­месиса до мемов», которая состоялась 17 августа, разъяснила взаимодействие культуры нашего времени и высокого ис­кусства, начиная с античности и заканчи­вая эпохой постмодерна.

Поводом к возникновению беседы стал музыкальный клип на песню «Apeshit» исполнителей Бейонсе и Джей-Зи. Ме­сто действия клипа — европейский музей Лувр, в котором причудливо смешались шедевры искусства, очаровательное меццо-сопрано певицы и речитатив из­вестного рэпера.

Первая часть лекции посвящена рас­смотрению феномена подражания в ис­кусстве — мимесиса. Наталья Гончаренко провела для зрителей виртуальную экс­курсию, назвала наиболее удачные при­меры заимствования художниками друг у друга сюжетов, композиций и назва­ний работ. Кандидат искусствоведения подчеркнула: «Есть искусство, целиком и полностью слепленное из выписок и реплик другого авторства, и это не счи­тается плагиатом, ведь этика постмодер­низма очень гуманна по отношению к по­добным мелочам».

В основе поиска нового смысла в привычном искусстве иногда лежит аб­сурдность и сумасшествие мира, конеч­ность всех устоев, поиск новых идеалов, самоуничтожение человечества. Ра­совую дискриминацию, глобализацию, трансгуманизм, проблемы тела и пола можно увидеть при «прочтении» под­текста сюжета шестиминутного клипа, в котором представлены 17 картин и скуль­птур — от монументальной древнегрече­ской мраморной Ники Самофракийской до «Портрета негритянки» Мари Бенуа.

Тему современных мемов и как они могут быть полезны в популяризации ан­тичных скульптур, средневековых гравюр и художественных полотен продолжила М. Пономаренко. Искусствовед отметила, что иногда не художник делает извест­ным свое произведение, а его работа, ставшая мемом. Мария привела пример реставрации фрески на евангелический сюжет «Се человек» 80-летней итальян­ской прихожанкой. Результат ее работы был признан самой «худшей реставраци­ей в истории живописи». Закрепившееся название «Пушистый Иисус» сделало ра­боту Сесилии Хименес образчиком в сти­ле примитивизма, а фреску популярной и открытой для туристов.

Завершил лекцию просмотр позитив­ного музыкального клипа группы Hold your Horses, музыканты которой постара­лись уместить в пяти минутах образы из более двух десятков великих произведе­ний живописи.

По многочисленным просьбам плани­руется провести повторение лекции «От мимесиса до мемов» в ближайшее время.

Елена ХОВХУН

Фото Евгении КАРАКАЙ

 

Exit mobile version