Искусствоведы рассказали о связи культур
> Практически все активные пользователи Интернета не раз сталкивались на просторах сети с модным словечком «мем». Изображения с супергероем Чаком Норрисом, веселым Леонардо Ди Каприо, грустным Киану Ривзом, «троицей» в кокошниках и «мимимишными» котиками заполонили посты и электронные письма.
Мало кто знает, как связать имена Платона, Аристотеля и Гераклита с этим современным явлением. Лекция кандидата искусствоведения, директора выставочного зала «Родина» Натальи Гончарен-ко и искусствоведа, научного сотрудника «Родины» Марии Пономаренко «От мимесиса до мемов», которая состоялась 17 августа, разъяснила взаимодействие культуры нашего времени и высокого искусства, начиная с античности и заканчивая эпохой постмодерна.
Поводом к возникновению беседы стал музыкальный клип на песню «Apeshit» исполнителей Бейонсе и Джей-Зи. Место действия клипа — европейский музей Лувр, в котором причудливо смешались шедевры искусства, очаровательное меццо-сопрано певицы и речитатив известного рэпера.
Первая часть лекции посвящена рассмотрению феномена подражания в искусстве — мимесиса. Наталья Гончаренко провела для зрителей виртуальную экскурсию, назвала наиболее удачные примеры заимствования художниками друг у друга сюжетов, композиций и названий работ. Кандидат искусствоведения подчеркнула: «Есть искусство, целиком и полностью слепленное из выписок и реплик другого авторства, и это не считается плагиатом, ведь этика постмодернизма очень гуманна по отношению к подобным мелочам».
В основе поиска нового смысла в привычном искусстве иногда лежит абсурдность и сумасшествие мира, конечность всех устоев, поиск новых идеалов, самоуничтожение человечества. Расовую дискриминацию, глобализацию, трансгуманизм, проблемы тела и пола можно увидеть при «прочтении» подтекста сюжета шестиминутного клипа, в котором представлены 17 картин и скульптур — от монументальной древнегреческой мраморной Ники Самофракийской до «Портрета негритянки» Мари Бенуа.
Тему современных мемов и как они могут быть полезны в популяризации античных скульптур, средневековых гравюр и художественных полотен продолжила М. Пономаренко. Искусствовед отметила, что иногда не художник делает известным свое произведение, а его работа, ставшая мемом. Мария привела пример реставрации фрески на евангелический сюжет «Се человек» 80-летней итальянской прихожанкой. Результат ее работы был признан самой «худшей реставрацией в истории живописи». Закрепившееся название «Пушистый Иисус» сделало работу Сесилии Хименес образчиком в стиле примитивизма, а фреску популярной и открытой для туристов.
Завершил лекцию просмотр позитивного музыкального клипа группы Hold your Horses, музыканты которой постарались уместить в пяти минутах образы из более двух десятков великих произведений живописи.
По многочисленным просьбам планируется провести повторение лекции «От мимесиса до мемов» в ближайшее время.
Елена ХОВХУН
Фото Евгении КАРАКАЙ