От Бреста до Белгорода прошел славный путь боевого генерала
> В июле в музее—диораме «Курская битва. Белгородское направление» проходила выставка «Брестская крепость. Цитадель памяти». Это совместный проект музея—диорамы и мемориального комплекса «Брестская крепость—герой» из белорусского города Брест.
На выставке впервые в Белгороде были представлены многие экспонаты, связанные с темой обороны Брестской крепости, историей её строительства и модернизации, с освобождением Бреста в 1944 году и сегодняшним мемориалом.
Особое место в экспозиции занимали материалы, посвящённые защитникам бастиона 1941 г. — уроженцам Курской области (до 1954 г. в её состав входили районы современной Белгородской области) и бойцам, которые летом 1943 года принимали участие в Курской битве. Некоторые ее материалы открыли новые, ранее неизвестные страницы боев на белгородской земле. Сегодня наш рассказ о кадровом офицере, начавшем свой боевой путь в легендарном Бресте и погибшем под Белгородом.
Но для начала немного истории. 75 лет назад, 15 мая 1943 года в соответствии с приказом наркома внутренних дел 6-й отдел реформированного Управления особых отделов был преобразован в отдел контрразведки «Смерш» НКВД СССР. «Смерш» НКВД обеспечивал внутреннюю безопасность в органах внутренних дел, войсках НКВД и военизированных учреждениях Наркомата внутренних дел. Начальник отдела «Смерш» отвечал за организацию контрразведывательной работы по противодействию вражеским спецслужбам.
Однако офицеры НКВД в годы войны не только пресекали шпионаж и вели борьбу с криминальными деяниями, наносившими вред государству и Красной Армии. Многие из них, командуя частями действующей армии, храбро и профессионально сражались с войсками вермахта.
Александр Степанович Костицын в 1940 году был назначен командиром 132-го отдельного батальона войск НКВД с дислокацией в Брестской крепости. Перед самым началом войны капитан А.С. Костицын убыл в Москву для сдачи экзаменов в Военной академии имени М.В. Фрунзе, где он обучался заочно. Война застала комбата Костицына на станции Барановичи. Попасть в крепость Брест он не смог, и потому подчинённые ему бойцы доблестно сражались под руководством других офицеров батальона, принявших на себя командование. Знаменитая надпись на стене Брестской крепости: «Умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!» принадлежит одному их военнослужащих 132-го отдельного батальона войск НКВД.
Обнаруженные в фондах ЦАМО РФ наградные листы уже генерал-майора А.С. Костицына — яркий пример его военного таланта и беззаветного служения Отечеству.
Выдержка из представления к награждению орденом Красного Знамени от 16 февраля 1943 года:
«Дивизия под его непосредственным руководством показала высокие образцы в выполнении поставленных задач… Успешно продвигаясь вперёд, уничтожая живую силу и технику врага, особенно в наступательных боях по освобождению городов Белгород, Харьков».
И волей судьбы бывший комбат Костицын летом 1943 года снова оказался на белгородской земле, на этот раз под Прохоровкой уже в должности командира дивизии в звании генерал-майора. В битве на Южном фасе Курской дуги А.С. Костицын командовал 183-й стрелковой дивизией, погиб 24 июля 1943 года, похоронен в городе Новый Оскол.
Выдержка из боевого донесения штаба дивизии от 24 июля 1943 года:
«23.7.43 года командир дивизии генерал-майор Костицын выехал на КП дивизии. Вечером к нему выехал его заместитель по политчасти полковник Толкунов и адъютант командира дивизии старший лейтенант Скибко. Ночью комдив перешёл на КП 285-го стр. полка, где собрал к себе в блиндаж командующего артиллерией подполковника Попова, своего заместителя по политчасти полковника Толкунова и представителя дивизиона PC лейтенанта. В. 3.00 24.7.43 года противник, выкатив на передний край одну тяжёлую 152 мм пушку, начал обстрел в районе КП. Четвёртым снарядом прямым попаданием был полностью разбит блиндаж, в котором погибли: командир дивизии генерал-майор Костицын, заместитель комдива по политчасти полковник Толкунов, командующий артиллерией дивизии подполковник Попов, адъютант генерал-майора старший лейтенант Скибко, представитель дивизиона РС лейтенант и два рядовых связиста».
В представлении к награждению орденом Отечественной войны I степени -посмертно, от 30 июля 1943 года содержится информация об успехах в ходе боёв на Прохоровском плацдарме: «Поставленная задача перед дивизией — не допустить прорыва противника в район Прохоровки и приостановить его дальнейшее продвижение — была выполнена. Дивизия, ведя тяжёлые оборонительные бои, сохранила наступательную силу и, перейдя в контрнаступление, добилась значительных успехов. Успехам дивизии способствовало умелое и спокойное управление частями тов. Костицыным».
К сожалению, до освобождения Белгорода генерал-майору Костицыну дожить не удалость. До 5 августа оставалось уже меньше двух недель.
Василий ЖУРАХОВ
Фото из свободных источников