Заброшенная известковая печь

Заброшенная известковая печь

К 180-летию со дня рождения академика живописи Юлия Феддерса

> В этом году исполнилось 180 лет со дня рождения художникапейзажиста. В Белгороде он со своей большой семьей подолгу жил дважды — с 1876 по 1886 годы и с 1898 по 1905-й.

В церковно-приходской книге церкви селения Кокнесе в Лифляндской губернии за 1838 год сохранилась ме­трическая запись: 7 июня в 11 часов вечера родился, а 3 июля крещен Юлий Иоганн Волдемар Феддерс (Julius Johann Woldemar Fedders).

Художественное образование Юлий Феддерс начал, вероятно, в Санкт-Петербурге во второй половине 1856 года. В Императорской академии художеств Юлий Фед­дерс учился пейзажной живописи у профессора С. Воро­бьева и получил две малые серебряные медали в 1860 и 1861 годах.

В 1862 году Ю. Феддерс вернулся в Латвию с на­правлением на должность учителя рисования в уездном реальном училище Елгавы (тогда Митавы). В мае 1868 года Феддерс приобрел фотоателье по ул. Почтовой, 20 и работал до начала 1874 года как фотограф, исполь­зуя метод мокрого коллодия. Ряд картин были созданы им по фото и фотооткрыткам. Случаи, когда новейшим техническим изобретением — светописью — занимались живописцы, были достаточно характерны для того вре­мени.

20 июля 1875 года Ю.И. Феддерс был уволен в от­ставку с должности учителя рисования Митавского ре­ального училища. Год он пробыл в Европе, и уже осенью 1876 года приехал в Петербург, где ему было обеща­но место преподавателя в классе пейзажной живописи Академии художеств. Однако вакансии уже не было, а преподаватель рисования был нужен в только что соз­данном Учительском институте в Белгороде.

В Белгороде

В Белгород Феддерсы переезжают в октябре 1876 года и остаются здесь десять лет. Юлию Ивановичу было в год переезда 38 лет, его жене Ольге — 36. У них пять дочерей, которым от десяти лет до одного года, и через два месяца родится еще одна девочка…

24 мая 1880 года советом Академии художеств Юлий Иванович был признан «академиком по живописи». На соискание звания Юлий Феддерс представлял 25 видов окрестностей Курска и Белгорода.

Художник в эти годы активно выставлялся. Так, на пере­движных академических выставках в 1886 году в Одессе и Харькове была представлена картина «Меловые горы», в Екатеринбурге — «Меловые горы» и «Монастырская цер­ковь», в 1887 году в Одессе и Киеве — «Моя дача», в 1889 году в Казани — «Моя дача» и «Река Луга». В 1895, 1897, 1898 и 1902 годах картины Феддерса экспонировались на Весенних академических выставках в Санкт-Петербурге и на выставке художников прибалтийского края в Риге (1901). За границей работы Феддерса побывали на Всемирной ху­дожественной выставке в Лондоне (1872), Годичной академической выставке в Берлине (1886), на всемирных вы­ставках в Париже (1889) и Чикаго (1893).

Спустя десять лет после приезда в Белгород Феддерс переезжает в Петербург. Там он жил и работал учителем рисования и черчения в коммерческом училище почти две­надцать лет и вышел в отставку, по неясным причинам, с половинной пенсией — 37 рублей 40 копеек ежемесячно.

В сентябре-октябре 1898 года семья Феддерсов воз­вращается в Белгород, где младший сын Георг получает образование в мужской гимназии. Далее в 1905 году семья последовала за Георгом в Нежин, где он учился в историко-филологическом институте. В Нежине 19 января 1909 года окончил свой жизненный путь академик живописи Юлий Феддерс.

Наследие

Как полагает латвийская искусствовед Эдварда Шми-те, первые десять лет жизни художника в Белгороде мож­но считать самым успешным временем в его творчестве. Даже ничтожно малая часть сохранившихся пейзажей Феддерса доказывает, что художник был очарован и вос­хищен сверкающими меловыми берегами и кручами, ведь этого на севере он никогда не видел. Конечно же, он не мог остаться равнодушным к такой красивой природе.

Осложняет подсчет картин мастера то, что художник не указывал названий на обороте. Многие современные названия даны приблизительно, а некоторые картины из­вестны по каталогам, архивным и музейным данным под двумя-тремя названиями.

«Список произведений Ю.И. Феддерса» приведен в мо­нографии А. Эглита и А. Лапиня (1958) и включает более 300 картин и этюдов. В пояснении к списку в издании 1958 г. сказано: «перечислены все произведения Ю. Феддерса, которые удалось обнаружить в государственных и частных собраниях Советского Союза или по каталогам выставок и упоминаниям в печатных и архивных источниках, либо по их воспроизведениям в периодической или искусство­ведческой литературе». По приблизительному подсчету, в 1876-1886 и 1898-1905 годах, то есть в Белгороде, Феддерс создал треть всех известных работ. Из них сохранились и находятся в Риге около 30 картин художника. Большинство из них относятся к первому «белгородскому» периоду. О картинах рубежа веков известно намного меньше: сведе­ния о творчестве академиков перестали помещать в отче­тах Академии художеств.

До революции картины Феддерса были в Белгороде в собраниях П.И. Костенко, семьи Н.П. и Е.М. Слатиных, семьи Германов (портреты и «Кавказский вид»), картина «Пар и дым» (1897) находилась в Белгородской мужской гимназии.

Сейчас картины художника особо интересны для исто­риков города, ведь на них — Белгород и его окрестности по­следней трети XIX века, которых иначе не увидеть.

Известковая печь

Из сохранившихся картин назовем несколько, связан­ных с Белгородом: «Меловая гора» (1879), «Белгородский пейзаж» (1880-1881), «Выселок. Сельский пейзаж» (1882), несколько картин или этюдов под названием «Моя дача» (1882,1887) и «Дом в лесу» (1882) — варианты одного сюже­та, «Заброшенная известковая печь» (1883), «Зима в Бел­городе» (1886), «Монастырская церковь в лесу» (1887), а также недатированные — «Вид в Курской губернии» и «Лог в Курской губернии».

Названия картин «белгородского периода», как оказа­лось, до конца не выяснены. И во многом это связано с большим количеством пейзажей, на которых изображены меловые кручи, что вносит определенную путаницу в атри­буцию работ художника. Это относится к картине, опреде­ленной как «Меловые горы». Картина с таким названием была написана Феддерсом в 1881 году и была представ­лена на годичной академической выставке Академии худо­жеств в 1883 году. При первом рассмотрении на картине действительно изображена меловая гора, но характерная выемка в горе это не какая-то стихийная добыча мела, а остатки небольшого производства извести.

Чтобы пояснить, обратимся к технологии производства извести путем обжига известняка (мела), которую полу­чали в Белгороде с давних времен. Вот как описывает эту технологию известный словарь Брокгауза и Ефрона, выпу­щенный в 1890-1907 годах: кусковой известняк загружался через верхнее отверстие печи, а в нижней части для обра­зования топочного пространства из крупных кусков извест­няка выкладывался свод, «вполне проницаемый для огня». Такая печная шахта обычно пристраивалась к срезанному крутому скату холма. Белгородские известковые печи, в от­личие от описанной, имели свою особенность. Вот что рас­сказывает об этом В.Ф. Зуев в «Путешественных записках от Санкт-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 г.»: «Делают печи в самой той горе, где ломают, вырубая стену так, что­бы с трех сторон не нужно было складывать из кирпичей, а четвертую и своды делают кирпичные».

Спустя сто лет одну из таких заброшенных печей и за­печатлел Юлий Феддерс, и представленная картина на са­мом деле — «Заброшенная известковая печь».

Юлия ПАТЛАНЬ

Александр ЛИМАРОВ

Портрет работы Ильи Галкина

Exit mobile version