К 180-летию со дня рождения академика живописи Юлия Феддерса
> В этом году исполнилось 180 лет со дня рождения художника—пейзажиста. В Белгороде он со своей большой семьей подолгу жил дважды — с 1876 по 1886 годы и с 1898 по 1905-й.
В церковно-приходской книге церкви селения Кокнесе в Лифляндской губернии за 1838 год сохранилась метрическая запись: 7 июня в 11 часов вечера родился, а 3 июля крещен Юлий Иоганн Волдемар Феддерс (Julius Johann Woldemar Fedders).
Художественное образование Юлий Феддерс начал, вероятно, в Санкт-Петербурге во второй половине 1856 года. В Императорской академии художеств Юлий Феддерс учился пейзажной живописи у профессора С. Воробьева и получил две малые серебряные медали в 1860 и 1861 годах.
В 1862 году Ю. Феддерс вернулся в Латвию с направлением на должность учителя рисования в уездном реальном училище Елгавы (тогда Митавы). В мае 1868 года Феддерс приобрел фотоателье по ул. Почтовой, 20 и работал до начала 1874 года как фотограф, используя метод мокрого коллодия. Ряд картин были созданы им по фото и фотооткрыткам. Случаи, когда новейшим техническим изобретением — светописью — занимались живописцы, были достаточно характерны для того времени.
20 июля 1875 года Ю.И. Феддерс был уволен в отставку с должности учителя рисования Митавского реального училища. Год он пробыл в Европе, и уже осенью 1876 года приехал в Петербург, где ему было обещано место преподавателя в классе пейзажной живописи Академии художеств. Однако вакансии уже не было, а преподаватель рисования был нужен в только что созданном Учительском институте в Белгороде.
В Белгороде
В Белгород Феддерсы переезжают в октябре 1876 года и остаются здесь десять лет. Юлию Ивановичу было в год переезда 38 лет, его жене Ольге — 36. У них пять дочерей, которым от десяти лет до одного года, и через два месяца родится еще одна девочка…
24 мая 1880 года советом Академии художеств Юлий Иванович был признан «академиком по живописи». На соискание звания Юлий Феддерс представлял 25 видов окрестностей Курска и Белгорода.
Художник в эти годы активно выставлялся. Так, на передвижных академических выставках в 1886 году в Одессе и Харькове была представлена картина «Меловые горы», в Екатеринбурге — «Меловые горы» и «Монастырская церковь», в 1887 году в Одессе и Киеве — «Моя дача», в 1889 году в Казани — «Моя дача» и «Река Луга». В 1895, 1897, 1898 и 1902 годах картины Феддерса экспонировались на Весенних академических выставках в Санкт-Петербурге и на выставке художников прибалтийского края в Риге (1901). За границей работы Феддерса побывали на Всемирной художественной выставке в Лондоне (1872), Годичной академической выставке в Берлине (1886), на всемирных выставках в Париже (1889) и Чикаго (1893).
Спустя десять лет после приезда в Белгород Феддерс переезжает в Петербург. Там он жил и работал учителем рисования и черчения в коммерческом училище почти двенадцать лет и вышел в отставку, по неясным причинам, с половинной пенсией — 37 рублей 40 копеек ежемесячно.
В сентябре-октябре 1898 года семья Феддерсов возвращается в Белгород, где младший сын Георг получает образование в мужской гимназии. Далее в 1905 году семья последовала за Георгом в Нежин, где он учился в историко-филологическом институте. В Нежине 19 января 1909 года окончил свой жизненный путь академик живописи Юлий Феддерс.
Наследие
Как полагает латвийская искусствовед Эдварда Шми-те, первые десять лет жизни художника в Белгороде можно считать самым успешным временем в его творчестве. Даже ничтожно малая часть сохранившихся пейзажей Феддерса доказывает, что художник был очарован и восхищен сверкающими меловыми берегами и кручами, ведь этого на севере он никогда не видел. Конечно же, он не мог остаться равнодушным к такой красивой природе.
Осложняет подсчет картин мастера то, что художник не указывал названий на обороте. Многие современные названия даны приблизительно, а некоторые картины известны по каталогам, архивным и музейным данным под двумя-тремя названиями.
«Список произведений Ю.И. Феддерса» приведен в монографии А. Эглита и А. Лапиня (1958) и включает более 300 картин и этюдов. В пояснении к списку в издании 1958 г. сказано: «перечислены все произведения Ю. Феддерса, которые удалось обнаружить в государственных и частных собраниях Советского Союза или по каталогам выставок и упоминаниям в печатных и архивных источниках, либо по их воспроизведениям в периодической или искусствоведческой литературе». По приблизительному подсчету, в 1876-1886 и 1898-1905 годах, то есть в Белгороде, Феддерс создал треть всех известных работ. Из них сохранились и находятся в Риге около 30 картин художника. Большинство из них относятся к первому «белгородскому» периоду. О картинах рубежа веков известно намного меньше: сведения о творчестве академиков перестали помещать в отчетах Академии художеств.
До революции картины Феддерса были в Белгороде в собраниях П.И. Костенко, семьи Н.П. и Е.М. Слатиных, семьи Германов (портреты и «Кавказский вид»), картина «Пар и дым» (1897) находилась в Белгородской мужской гимназии.
Сейчас картины художника особо интересны для историков города, ведь на них — Белгород и его окрестности последней трети XIX века, которых иначе не увидеть.
Известковая печь
Из сохранившихся картин назовем несколько, связанных с Белгородом: «Меловая гора» (1879), «Белгородский пейзаж» (1880-1881), «Выселок. Сельский пейзаж» (1882), несколько картин или этюдов под названием «Моя дача» (1882,1887) и «Дом в лесу» (1882) — варианты одного сюжета, «Заброшенная известковая печь» (1883), «Зима в Белгороде» (1886), «Монастырская церковь в лесу» (1887), а также недатированные — «Вид в Курской губернии» и «Лог в Курской губернии».
Названия картин «белгородского периода», как оказалось, до конца не выяснены. И во многом это связано с большим количеством пейзажей, на которых изображены меловые кручи, что вносит определенную путаницу в атрибуцию работ художника. Это относится к картине, определенной как «Меловые горы». Картина с таким названием была написана Феддерсом в 1881 году и была представлена на годичной академической выставке Академии художеств в 1883 году. При первом рассмотрении на картине действительно изображена меловая гора, но характерная выемка в горе это не какая-то стихийная добыча мела, а остатки небольшого производства извести.
Чтобы пояснить, обратимся к технологии производства извести путем обжига известняка (мела), которую получали в Белгороде с давних времен. Вот как описывает эту технологию известный словарь Брокгауза и Ефрона, выпущенный в 1890-1907 годах: кусковой известняк загружался через верхнее отверстие печи, а в нижней части для образования топочного пространства из крупных кусков известняка выкладывался свод, «вполне проницаемый для огня». Такая печная шахта обычно пристраивалась к срезанному крутому скату холма. Белгородские известковые печи, в отличие от описанной, имели свою особенность. Вот что рассказывает об этом В.Ф. Зуев в «Путешественных записках от Санкт-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 г.»: «Делают печи в самой той горе, где ломают, вырубая стену так, чтобы с трех сторон не нужно было складывать из кирпичей, а четвертую и своды делают кирпичные».
Спустя сто лет одну из таких заброшенных печей и запечатлел Юлий Феддерс, и представленная картина на самом деле — «Заброшенная известковая печь».
Юлия ПАТЛАНЬ
Александр ЛИМАРОВ
Портрет работы Ильи Галкина