Война глазами художника

Война глазами художника

Знаменитый график о Курской битве

> Выставка Станислава Косенкова «И снова ратной славы дата» открылась в его музеемастерской.

Экспозиций, составленных из «военных» работ этого крупного отечественного мастера, в музее прошло немало, но эта — особенная, поскольку посвящена 75-летию Курской битвы.

Ежегодно 12 июля, в день величайшего в истории чело­вечества танкового сражения, Косенков с этюдником и фото­аппаратом отправлялся в Прохоровку.

Вспомнив свое безрадостное и голодное детство, потерю отца, уже летом 1941-го пропавшего без вести (за три меся­ца до рождения Станислава), побеседовав в который раз с местными жителями, свидетелями жестокого и страшного сражения, после которого «вода из колодцев ушла», Косен­ков возвращался из Прохоровки в состоянии отрешенности и печали, с огромным желанием запечатлеть в своих работах все пережитое его многострадальными земляками.

«Прохоровское поле» — так назвал Косенков на рубеже 1980-х годов серию цветных линогравюр. Она и составила центр и основной нерв представленной выставки. Но это не батальный, а скорее внутренний, сокровенный ракурс Вели­кой войны. Через память, через душу человека, раненного войной, — вдовы, ребенка — повествует художник о трагиче-ском событии того времени.

Гравюры из знаменитых серий «Детство», «Память», ил­люстрации к поэзии воронежского поэта Алексея Прасолова, станковые рисунки из серии «Чернобыль России — деревня», автолитографии под названием «Житие не одной бабы», не­сколько живописных полотен и эскизов — всего около трид­цати произведений увидит зритель на выставке и, конечно же, вспомнит историю своей семьи, своих родных и близких, унесенных войной.

Мы видим на одной из этих работ мальчишку, грустно-за­думчиво лежащего среди рассекающего его судьбу чертопо­лоха, а на заднем плане проступает в траве силуэт павшего воина: это и тень любого бойца, защитившего его жизнь, и тень отца мальчика.

Глава музея-мастерской, вдова Станислава Косенкова, Анна рассказала о связи Курской битвы и иных битв Руси, а также влиянии творчества Пушкина и его взгляда на войну в творчестве супруга.

Дневниковая запись художника Косенкова, сделанная 27 декабря 1985 г., в год 40-летия Великой Победы, гласит: «14-го сделал натюрморт в рисунке «Поэтам, безвременно по­гибшим», с маской Пушкина и двумя снарядами, немецким и русским. Знаменательно то, что сделал я его, совсем не за­думываясь об этом, 14 декабря, в день 160-летия Восстания декабристов. Дал его на областную выставку, но, мне кажется, никто в нем ничего не видит — просто натюрморт с маской Пуш­кина. Господи, как люди отвыкли читать (!) картину, видеть в ней, кроме изображения, и смысл! Неужели мои переживания и мысли сильнее, чем рисунок?»

Эта работа стала центрально-эпиграфической в новой экс­позиции картин Косенкова. Участники вернисажа отметили этот необычный ход мысли устроителей выставки. И если дей­ствительно всмотреться в два раскуроченных взрывами остан-ка — от немецкого и русского снарядов, а потом вглядеться в дуэльную гравюру к пушкинской поэме «Руслан и Людмила», то, в самом деле, возникает и размышление о противостоянии Западной и Русской цивилизаций, и о войне как зле человеческом. А если вчитаться в название графического листа о «поэтах, безвременно погибших», то появляется целый ассо­циативный пласт мыслей — вплоть до воспоминаний о плеяде молодых советских поэтов-фронтовиков.

Война противоестественна и отвратительна во все времена и во всех ее формах. Драгоценной ниточкой через века и все чрезвычайные и масштабные события тянулось к Косенкову, не видавшему своего отца ребенку из военно-послевоенной деревни нашего Черноземья, пушкинское отрицание зла и на­силия. И особенно важно и бесценно для Станислава Степа­новича было подпитаться творчеством Пушкина, не успевшего написать «Историю Петра», но остались черновики, в которых в полной мере обнажена гражданственно-патриотическая по­зиция поэта: люби Россию, защищай ее и храни.

Именно поэтому уместно присутствие «косенковского» Пушкина на этой выставке: иллюстрациями начала 1980-х к поэме «Руслан и Людмила» — «Битва с печенегами», «Сопер­ники в искусстве брани», портретом поэта.

Работа выставки «И снова ратной славы дата» продлится до конца сентября. Весь первый месяц учебы мастерскую-му­зей будут посещать учащиеся школ области и белгородские студенты.

— Ощущение причастности к событиям прошлого во многом определяет ментальный облик сегодняшнего жителя края -мы люди Белгородской черты и в то же время люди Огненной дуги, — отметил журналист Александр Жихов. — Такое общение поколений делает нас единым целым, скрепленным общими болью, памятью, историей.

Матвей СЛАВКО

 

Exit mobile version