6 ИЮЛЯ
Один из самых ожесточённых дней битвы. В ночь на 6 июля вторую полосу обороны на обоянском направлении заняли соединения 1 танковой армии. В район Тетеревино и Гостищево направились отдельные 2-я и 5-я гвардейские танковые корпуса. В этот день немцы продолжали развивать наступление на участках 6-й и 7-й гвардейских армий, почти на всем протяжении прорвав главную полосу обороны, кроме участков 375-й стрелковой дивизии (Терновка — Шопино) и 81 гвардейской стрелковой дивизии (с. Михайловка — левый берег Северского Донца, ныне Старый город). В двух местах противнику удалось прорвать вторую линию обороны Воронежского фронта: на 16-км участке 51-й гвардейской стрелковой дивизии и 5-го гвардейского танкового корпуса силами моторизованных дивизий СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» и «Райх» на глубину до 4-5 км и на 3-км участке 73-й гвардейской стрелковой дивизии силами 7-й танковой дивизии на глубину 1 км. за позиции второй линии обороны.
Утром на обоянском направлении немцы силами шести танковых и двух пехотных дивизий перешли в наступление на участке от Бубны до Ерика (порядка 50 км по фронту) против трех танковых корпусов, одного мехкорпуса и шести стрелковых дивизий. Наиболее ожесточённые бои развернулись в районе Яковлево. Командующий 1 танковой армией М.Е. Катуков вспоминал: «… Вражеские «тигры» могут бить из своих 88-мм орудий по нашим машинам на расстоянии до 2 километров, находясь в зоне недосягаемости огня 76,2-мм пушек наших тридцатьчетверок….Уже первые донесения с поля боя под Яковлево показывали, что мы делаем совсем не то, что надо. Как и следовало ожидать, бригады несли серьёзные потери. С болью в сердце я видел с НП, как пылают и коптят тридцатьчетверки… ».
Здесь совершил подвиг В.С. Шаландин. В наградном листе было написано: «Несмотря на беспрерывную бомбежку и артиллерийский огонь противника, тов. Шаландин в течение 10 часов героически вел бой… сгорел в танке на том самом месте, где было приказано держать оборону его взводу…».
Во второй половине дня противнику всё же удалось овладеть Яковлево. Продвижение на обоянском направлении составило от 2 до 11 км.
На корочанском направлении в течение дня немцы продолжали бои за расширение плацдарма на восточном берегу реки Северский Донец на участке Белгород — Безлюдовка (порядка 30 км) силами трех танковых дивизий, батальона тяжелых танков и трех пехотных дивизий против пяти стрелковых дивизий (в которых было более 200 танков и САУ).
У Крутого Лога командир роты 214-го гвардейского стрелкового полка капитан Иван Васильевич Илясов умело организовал и более 13 часов вел бой с танками и пехотой противника, отразив несколько вражеских атак и удержав занятый рубеж. В этом же бою погиб гвардии капитан, командир батальона 214-го гвардейского стрелкового полка Андрей Антонович Бельгин. Батальон, отразив 11 атак противника, удержал занимаемые позиции.
Ожесточённые бои развернулись в воздухе. Счёт сбитым самолётам в этот день открыл И.Н. Кожедуб. В своих воспоминаниях об этом дне он впоследствии писал: «Под нами — море огня. Дым поднимается на большую высоту: в кабине чувствуется запах гари».
В воздушном бою погиб 28-летний заместитель командира эскадрильи 88-го гвардейского истребительного полка гвардии лейтенант А.К. Горовец. Он вступил в бой с 20 вражескими бомбардировщиками и 9 из них сбил.
7 ИЮЛЯ
По данным штаба Воронежского фронта, в 5.00 противник продолжил наступление с рубежа Новая Горянка — Зарытое -Яковлево — Крюково — Шопино. Наибольшего успеха достигли моторизованные дивизиии СС «Лейбштандарт АГ» и «Райх», сражавшиеся против 31-го танкового корпуса и 5-го гвардейского танкового корпуса. К исходу дня вторая полоса обороны была прорвана в общей сложности на протяжении порядка 25 км на глубину до 16 км. Общее продвижение немцев за три дня наступления составило 32 км.
Также с 5.00 немцы вели бои за расширение плацдарма на восточном берегу р. Северский Донец. Немецкие танковые дивизии продвинулись на 10-км участке от Крейды до Батрацкой дачи на глубину до 6 км, взяв Беловскую, Ястребово, Севрю-ково. 81-я гвардейская стрелковая дивизия оказалась в полуокружении. Вторая полоса обороны была прорвана на глубину до 3 км.
Активно действовала авиация. При малейшей задержке противник вызывал на подмогу бомбардировщики. Командир эскадрильи 508 истребительного авиационного полка Ф.Ф. Ар-хипенко так вспоминал о тех боях: «Там «сваливаются» в пике Ю-87, там отбиваются от атак наши «илы», выше, на встреч-но-пересекающихся курсах, видны «пешки» и «хейнкели», там и тут, сверкая очередями, поодиночке и парами, звеньями и эскадрильями проносятся истребители. Горящая земля закрыта клубами гари и пыли, на многие сотни метров поднимаются в небо бесчисленные дымы, пересеченные косыми росчерками горящих самолетов».
К 19 часам из района Старого Оскола был переброшен и сосредоточился в районе Прохоровки 10 танковый корпус. Из состава Юго-Западного фронта в распоряжение Воронежского был передан 2 танковый корпус.
В 23.00 командующий войсками Воронежского фронта генерал армии Н.Ф. Ватутин отдал приказ о нанесении в 10.30 8 июля контрудара силами шести танковых корпусов и двух стрелковых дивизий с целью срезать вклинившуюся группировку противника на участке Сырцево — Шопино, где было одна пехотная, пять танковых и моторизованных дивизий немцев.
8 ИЮЛЯ
Запланированный на 10.30 контрудар Воронежского фронта не состоялся, так как в 10.00 противник силами четырёх танковых и моторизованных дивизий численностью до 300 танков возобновил наступление с рубежа Сырцев — Грезное в северо-западном направлении. 5-й и 2-й гвардейские танковые корпуса попытались перейти в наступление, но действовали разновременно, потерпели неудачу и вернулись в исходное положение. В результате упорных боев к 18.00 немцы вышли к юго-восточной окраине Верхопенья, Кочетовке (где располагался штаб 6 гвардейской армии). Продвижение противника вглубь наших позиций составило 6-7 км. Ожесточённые бои уже велись на тыловой полосе обороны.
С плацдарма южнее Белгорода немцы силами 6-й танковой дивизии и 503-го отдельного батальона «тигров» наступали на Мелехово, взяв его к 21.30, продвинувшись на 10 км. Южнее к исходу дня немцы взяли Батрацкую Дачу и совхоз «Поляна».
9 ИЮЛЯ
Гитлер разрешил командующему группой армий «Юг» фельдмаршалу Манштейну использовать последние резервы.
По данным штаба Воронежского фронта, противник в 9.00 возобновил наступление с рубежа Верхопенье — Грезное в направлении Обояни. Немцы взяли Новоселовку, Сухо-Солоти-но. Противник медленно, но прогрызался к Обояни. Немецкие командиры в бинокль уже могли различить ее постройки.
Моторизованная дивизия СС «Мёртвая голова» атаковала на прохоровском направлении и к 19.00 около 18 танков вели бой на подступах к Васильевке. Оттеснив подразделения 52 гвардейской стрелковой дивизии, немцы заняли совхоз «Красный Октябрь». Пехотные подразделения форсировали Псёл и вышли к высоте 226,6. Командир 2-го танкового корпуса СС отдал приказ о захвате Прохоровки не позднее 10 июля.
На участке южнее Белгорода, по данным штаба Воронежского фронта, противник в 5.00 перешел в наступление с рубежа х. Постников — Мелихово. Группа до 60 танков продолжала бой на подступах к Шляхово.
В 11.30 Н.Ф. Ватутин отдал распоряжение командующему 69-й армии прочно удерживать занимаемый войсками фронт Васильевка, Беленихино, Вислое, Шопино, Черная Поляна, Старый город, Ближняя Игуменка, Мясоедово, уничтожить противника в районе Мелихово. Однако в течение дня противник продвинулся на север и северо-запад на 4-8 км, взяв Старый город, Ближнюю и Дальнюю Игуменки. Южнее Белгорода успеха не имели.
5-я гвардейская танковая армия из района Старого Оскола совершает марш в направлении Прохоровки. Передовые подразделения к вечеру начинают занимать оборонительные рубежи.
10 ИЮЛЯ
Подход 5-й гвардейской танковой и 5-й гвардейской общевойсковой армий заметно укрепил наши силы под Про-хоровкой и позволил командующему фронтом Н.Ф. Ватутину усилить 1-ю танковую армию, а также начать подготовку крупного контрудара. Объективно, и советское, и немецкое командование, действуя по неизвестным друг другу планам, готовило крупное танковое сражение в полосе наступления 2-го танкового корпуса СС.
Перед рассветом диверсионная группа моторизованной дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» уничтожила боевое охранение 285-го стрелкового полка 183-й стрелковой дивизии. Это позволило противнику подготовить проходы для танков в минном поле. В начавшейся атаке немцы сходу овладели Ивановским Выселком, обратив в бегство подразделения 183-й стрелковой дивизии. В целом же 52-я гвардейская и 183-я стрелковые дивизии, 2-й танковый корпус, несмотря на отчаянное сопротивление, не смогли удержать позиции в излучине реки Псёл. В 13.00 противник силою до батальона пехоты с 50 танками при мощной авиационной поддержке самолетов овладел совхозом «Комсомолец». Попытка овладеть хутором Сторожевым не увенчалась успехом из-за сильного огня со склонов и северо-западной окраины урочища Сторожевого, находившихся в укрытиях танков и артиллерии 2-го танкового корпуса.
Наши войска не позволили 2-му танковому корпусу СС прорвать третий рубеж обороны на всю глубину и выйти к станции Прохоровка. Однако противник овладел первым рубежом, намеченным для развёртывания 5-й гвардейской танковой армии. На Корочанском направлении в течение дня противник при значительной поддержке авиации продолжал наступать из района Севрюкова в северо-восточном, имея незначительное продвижение.
Задачи дня для 2-го танкового корпуса СС: дивизия «Лейбштандарт Адольф Гитлер» наносит удар на Прохо-ровку вдоль железной дороги, дивизия «Райх» — прикрывает правый фланг «Лейбштандарт Адольф Гитлер» и в случае успеха усиливает удар, дивизия «Мёртвая голова» атакует через излучину реки Псёл.
Во второй половине дня эсесовцы сильным ударом рассекли оборону западнее станции и, отбросив 9-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию к кирпичному заводу, едва не заняли Прохоровку. Нашим танковым бригадам, начинавшим в сумерках движение в исходный район для ввода в бой 12 июля, теперь просто негде было разворачиваться.
В этот день в районе Прелестного комсорг артиллерийского дивизиона 58-й мотострелковой бригады 2-го танкового корпуса старший сержант М.Ф. Борисов в одном бою подбил 7 танков противника.
В то же время противник продолжал активные действия и на обоянском направлении с целью расширения флангов прорыва на участке Завидовка — Верхопенье. В итоге 3-я танковая дивизия и моторизованная дивизия «Великая Германия» продвинулись на фронте в 15 км в глубину до 6 км, взяв Березовку. На корочанском направлении во второй половине дня противник неоднократно атаковал танками и пехотой с рубежа Дальняя Игуменка — Мелихово и к 15.00 взял Хохлово и Киселево. Продвижение на северо-восток от Мелихово против 305-й и 107-й стрелковых дивизий составило 12 км вглубь фронта. 3-й танковый корпус армейской группы «Кемпф» поворачивает острие наступления на север — к Прохоровке.
12 ИЮЛЯ
Этот день ни одной из сторон не принёс желаемого результата. В 8.30 по сигналу — залпу «катюш» в атаку западнее Прохоровки двинулись 18-й и 29-й танковые корпуса 5-й гвардейской танковой армии при поддержке 42-й гвардейской стрелковой дивизии и 9-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Однако их удар пришёлся по наиболее сильному на тот момент соединению — моторизованной дивизии СС «Лейбштандарт «Адольф Гитлер», которая перешла к временной обороне. В результате нашим соединениям был нанесён большой урон.
Вот что вспоминали участники этого сражения: «Все горело. Над полем боя стоял непередаваемый смрад. Все было закрыто дымом, пылью, огнем так, что, казалось, наступили сумерки», — писал бывший командир танкового взвода Василий Брюхов. «…Горящие Т-34 сталкивались друг с другом. Повсюду были огонь и дым, удары снарядов и взрывы. Т-34 пылали, а раненые пытались отползти в сторону…» — вспоминал бывший командир танковой роты Рудольф фон Риббентроп.
Через некоторое время после начала боевых действий на прохоровском направлении к активным действиям у обоян-ского шоссе перешли войска 1-й танковой армии и 6-й гвардейской армии. Благодаря решительным действиям 10-го танкового корпуса и 22-го, 23-го гвардейских стрелковых корпусов в районе урочища Толстое был достигнут определённый успех. Они продвинулись на участке фронта шириной порядка 25 км на глубину в 4-5 км, оттеснив 48-й танковый корпус немцев. Противнику пришлось приостановить запланированное наступление вдоль обоянского шоссе на север и развернуть моторизованную дивизию «Великая Германия» и 3-ю танковую дивизию на левое крыло корпуса, в излучину реки Пены.
Не менее опасным был и удар немцев южнее Прохоровки, в районе Ржавец — Рындинка, силами 3-го танкового корпуса армейской группы «Кемпф», но большими усилиями удалось приостановить и это наступление.
Расчёты противника окончательно прорвать тыловую полосу и окружить часть войск 69-й армии рухнули. Советская сторона удержала группу армий «Юг» в системе армейских рубежей.
Однако разгромить войска 4-й танковой армии и полностью перехватить инициативу командованию Воронежским фронтом не удалось.
13 ИЮЛЯ
Главным содержанием этого и нескольких последующих дней стала ожесточённая борьба войск Воронежского фронта и группы армий «Юг» за небольшой участок местности в междуречье Северского и Липового Донца. Командующий 4-й танковой армией Г.Гот считал, что шанс овладеть станцией и выйти в тыл 69-й армии сохраняется. Планировалось окружить 48-й стрелковый корпус в междуречье в результате встречных ударов от станции Беленихино и села Шахово.
Под Прохоровку прибыли представитель Ставки Маршал Советского Союза Г.К. Жуков и член Военного Совета Воронежского фронта генерал-лейтенант Н.С. Хрущев. Они побывали в расположении 29-го танкового корпуса, осмотрели поле сражения и попытались оценить результаты.
На всех участках фронта продолжались позиционные бои. Непосредственно на прохоровском направлении противник продолжал атаковать позиции 18-го танкового корпуса в направлении Полежаев — Петровка — Андреевка. За рекой Псёл 24-я гвардейская бригада 5-й гвардейской танковой армии совместно с частями 5-й гвардейской армии выбила немцев из района хутора Полежаев и с высоты 226,6, вела наступление в направлении Ключи — совхоз «Красный Октябрь».
Подготовлено сотрудниками архива новейшей истории Белгородской области
Фото из архива Министерства обороны