Художник Михаил Пищулин пишет добрые картины и учит этому других
> К творчеству в тот день располагало все: пасмурная погода, красивая локация на набережной парка, настроение и даже утки, шумно плескавшиеся в реке. Впервые в жизни я держал в руках кисть и писал самую настоящую картину — этюд с видом на Везелку: между прочим, маслом на холсте. Вы напрасно думаете, что у меня получился зеленый квадрат, как у Малевича черный, ведь над душой стоял профессиональный художник Михаил Пищулин, который помогал создавать это маленькое произведение искусства. Картина теперь висит на стене в кабинете, а волшебный запах красок до сих пор умиротворяет и будоражит одновременно.
Потребность выражать свои мысли и чувства, желание рассказывать всему миру о том, что тебя волнует и трогает, раскрывать уникальность окружающей среды и глубокий внутренний мир человека в той или иной степени есть у каждого из нас. Михаил делает это с помощью красок и кисти. Рассматривать его работы можно бесконечно, погружаться в придуманные им или подсмотренные в реальной жизни истории хочется в тишине и одиночестве, чтобы случайно не нарушить некую идиллию, изображенную на холсте. Не наступить на пробившиеся из земли стебельки цветов, не разбудить на рассвете семью, спящую в деревенском домике, не потревожить старого мудрого ворона, оказавшегося в пустыне, остаться незамеченным для прекрасной незнакомки, в глаза которой влюбитесь с первого взгляда… Грань между жизнью и смертью, тайной и явью, далеким и близким на самом деле очень тонка, и пройдя, например, через пятьдесят оттенков черного можно, наконец, обрести счастье и любовь. Или, наоборот, оступившись однажды, изменив себе и своим идеалам, — оказаться в кромешной тьме. Как выбраться из нее, Пищулин не знает, но как не сорваться в такую бездну, рассказывает с удовольствием.
— Миром все-таки правит добро и любовь, — убежден художник. -Законы современного мира, к сожалению, порой навязывают нам жесткие правила поведения, граничащие с грубостью и хамством. Не все, увы, способны противостоять им и остаться самим собой. Поэтому я до сих пор с удовольствием смотрю мультфильмы: в них добро всегда побеждает зло, белое всегда преобладает над черным, в них — искренность и настоящая сила, которая вдохновляет и согревает.
Он любит детей, и они, кстати, отвечают ему взаимностью. На одном из городских арт-фестивалей, в рамках которого Михаил организовывал выставку, к нему подошла семилетняя девочка. Внимание малышки привлекла картина с изображением моря, напомнившая ей мультфильм «Гравити Фолз», о чем она и сказала молодому автору. Тот прекрасно знал, о чем и о ком идет речь, поэтому юная любительница живописи очень удивилась, когда взрослый дядя проявил такую осведомленность о персонажах мультфильма. Они долго разговаривали, не обращая внимания на других посетителей, а потом Михаил подарил своей гостье картину: море и лодка ушли с молотка за самую дорогую для него цену — детскую улыбку.
На создание новых произведений Пищулина вдохновляют красивая музыка, грибной дождь, закатное зарево, драматический фильм, интересные истории из жизни. Он может взяться за кисть незамедлительно, под воздействием услышанного или увиденного, осязаемого или чего-то невидимого и недоступного. Часы работы за этюдником в такие минуты доставляют огромное удовольствие, а конечный результат, наоборот, может разочаровать и заставить уничтожить картину. Как это произошло с его любимой работой, которую он замазал в итоге грунтом. На вершине горы при лунном свете смотрящий вдаль старый монах, наверное, вспоминал прожитые годы. А, может быть, он поднялся сюда ночью, чтобы отмолить самый тяжелый грех. Художник не нашел в собственной картине того смысла, который закладывал изначально, не передал то настроение, которое окутывало его самого при написании загадочной истории. Жалеет. Однако уверен, что когда-нибудь придумает что-то более монументальное и глубокое.
Каким главным качеством должен обладать художник? Знать законы светотени, воздушной перспективы, цветоведения, обладать художественным вкусом — достаточно ли этого для того, чтобы называть себя настоящим творцом? Михаил Пищулин утверждает, что важно быть независимым. Причем от всего — от мнения коллег и друзей, от общепринятых профессиональных норм и модных трендов в искусстве. Абсолютная свобода в творчестве — незаменимый помощник в создании чего-либо. После окончания Белгородского государственного института искусств и культуры он устроился на работу в магазин дизайнером-оформителем. Логотипы, стенды и афиши были основными его произведениями, для настоящего творчества оставались только вечера и ночи. Михаила хватило на два года: он уволился, получил долгожданную независимость и поплыл, наконец, самостоятельно. Нелегко, но дышать стало свободнее.
С годами его творчество приобретает новые формы, наполняется иным содержанием. Оттачивая мастерство, он постепенно становится интереснее, разнообразнее, духовно богаче. Жадно впитывая жизнь во всех красках и оттенках, перенося ее на холсты, Пищулин в последние годы испытывает огромную потребность делиться своим состоянием души с людьми, для которых организовывает мастер-классы. К нему на занятия приходят люди, ни разу не державшие в руках кисть (среди них и дети, и люди среднего возраста, и пенсионеры), но имеющие желание рисовать. Михаил старается доступно преподать им азы профессии и помогает создать первый маленький шедевр. Кристина Апо-столова, посетив два года назад МК Пищулина, настолько глубоко прониклась к живописи, что на следующий день купила себе краски, кисти и начала творить.
— Я познакомилась с Мишей и его творчеством в Интернете, -рассказывает Кристина. — Безумно понравилось то, что он создает! Ведь очевидно, что человек не просто занимается своей работой, а живет любимым делом. Это и подкупило, когда я собралась на мастер-класс. Думала, что смогу сделать хотя бы пару-тройку набросков карандашом, но каково было мое удивление, когда я с помощью художника создала целый пейзаж. Радовалась, как ребенок, и не верила глазам. Позже поняла, в чем секрет. От Миши и его картин веет невероятной силы энергетикой — доброй, в первую очередь. Особенно по душе пейзажи. Я, конечно, не буду профессиональным художником, но благодарна Михаилу за то, что стал проводником в потрясающий мир живописи.
Мой наставник, рассматривая написанный этюд, отметил, что картина удалась. В ней, безусловно, есть шероховатости и технические ошибки, но и в таком виде она имеет право на жизнь. Согласен с мастером на все сто! Правда, до сих пор не понимаю, как я это сделал. Неужели все дело в энергетике?
Владимир ПИСАХОВ
Фото автора