Спрашивали? Отвечаем!
ВОПРОС. Сдал в ремонт ноутбук. Когда пришел забирать из ремонта, то увидел на экране царапины, а на крышке — трещины и мелкие сколы. Я отказался забирать его из ремонта из—за нанесенного вреда. Что делать в этом случае? АНДРЕЙ
На вопрос читателя отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации г. Белгорода Наталья МЕДВЕДЕВА.
— Царапины и сколы — это еще не вред. Вред — это изменение состояния товара, ведущее к ухудшению его качества, или невозможность полноценно использовать его по назначению. Рассмотрим два варианта: передача товара в гарантийный срок (бесплатный ремонт) и платный ремонт.
Статья 902 ГК РФ определяет размер ответственности хранителя:
Факт нанесения повреждений должен будет доказать потребитель и предъявить претензии по ГК РФ, поэтому, очень важно при сдаче товара в ремонт максимально подробно описывать состояние товара, его комплектацию, внешний вид. При возможности — сделать фото. Если при получении вещи из ремонта появилось повреждение, его наличие следует зафиксировать любым документом, например, сделав запись в акте приеме-передачи, квитанции или в письменной претензии к исполнителю на отдельной бумаге. Если в момент получения товара (вещи) из ремонта будут свидетели, зафиксировать присутствие их подписью.
Потребителю необходимо обратиться с письменной претензией в сервисный центр. В претензии изложить все — от момента передачи товара в ремонт до его выдачи с нанесенными повреждениями. Обязательно указать, что при передаче товара в ремонт повреждения отсутствовали, ссылаясь на опись состояния товара при приеме (при наличии). В претензии необходимо изложить свои требования (устранение выявленных недостатков с указанием срока в днях либо возмещение ущерба в размере суммы, на которую понизилась стоимость товара, либо требование о возврате стоимости поврежденного товара, поскольку его качество изменилось настолько, что он не может быть использован по первоначальному назначению. При возникновении спорной ситуации, наличие повреждений подтверждается заключением независимой экспертизы.
Второй вариант, если сдали вещь в платный ремонт. В этом случае в статье 35 закона РФ «О защите прав потребителей» определено:
1. Если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование. Исполнитель обязан:
В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества — возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.
2. Цена утраченного (поврежденного) материала (вещи) определяется, исходя из цены материала (вещи), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
Цена материала (вещи), передаваемого исполнителю, определяется в договоре о выполнении работы или в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение.
3. Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, если потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение) либо если указанные свойства материала (вещи) не могли быть обнаружены
при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи).
Потребителю также необходимо предъявить письменную претензию к исполнителю. Хорошо, если цена вещи определена в документах приема (договоре, квитанции). Цена товара может быть рассчитана «с износом» ( в квитанциях при приеме товара часто указывают % износа) или «без износа». Конечно, цена «с износом» приемлема для исполнителя, ведь в ст. 35 закона РФ «О защите прав потребителей» указано: цена утраченного (поврежденного) материала (вещи) определяется, исходя из цены материала (вещи), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено. Цена «без износа» выгодна для потребителя, тем более, если еще и имеется товарный (кассовый) чек, подтверждающий цену, по которой был приобретен товар.