Война глазами ее героя

Война глазами ее героя

Архивы музея-диорамы хранят воспоминания Героя Советского Союза Николая Шеломцева

> Курская битвавеличайшее сражение не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны. Сегодня мы расскажем о ее участникеГерое Советского Союза Николае Григорьевиче Шеломцеве.

Он родился 18 ноября 1922 года в де­ревне Зауполовница Вохомского района Костромской области. Подобно многим своим сверстникам, окончил семилетку, после чего обучался в областной профес­сионально-технической школе Всекопром-лессоюза в городе Шенкурске. Однако ра­ботать по приобретенной там специально­сти ему почти не пришлось: началась Ве­ликая Отечественная война.

В ноябре 1941 года Николай Шеломцев был призван в армию и направлен в Пухо-вическое пехотное училище, эвакуирован­ное в Великий Устюг Вологодской области. После окончания ускоренного курса обуче­ния он в звании младшего лейтенанта был назначен на Воронежский фронт команди­ром взвода в 52-ю мотострелковую бригаду 3-й танковой армии.

«Январь 1943 года стоял холодным, очень было много снега», — этими слова­ми начинает свои воспоминания о боях на Белгородской земле в годы Великой Оте­чественной войны Николай Григорьевич. Воспоминания эти, написанные героем от руки, ныне бережно хранятся в фондах Белгородского музея-диорамы, и, обраща­ясь к ним, мы можем заново пережить вме­сте с ним те далекие дни.

Участвуя в освобождении Алексеевки в январе 1943 года, Николай Шеломцев был тяжело ранен разрывной пулей, однако уже в апреле вновь вернулся в строй, попав в 310-й стрелковый полк 8-й Ямпольской дивизии 13-й армии. Впереди была битва на Курской дуге — битва, которой предстояло решить судьбу дальнейшей мировой истории…

«Чувствовалось, что предстоят тяжелые бои. Вырыли окопы в полный профиль, оборудовали боевые ячейки, отрыли ниши, в которые заложили патроны, гранаты, бу­тылки с горючей смесью. Перед окопами установили минные поля», — так описывает приготовления к сражению Шеломцев. Но даже ему, уже повидавшему жестокость и ужас войны, было не дано вообразить мас­штабы грядущего сражения.

«День 5-го июля был днем ада. Жара, дым, гарь, копоть сто­яли столбом. Непрерывные разрывы снарядов и мин, тре­скотня автоматов и пулеме­тов. Жажда, нет воды, о пище не вспоминали. Благодаря командованию и труженикам тыла мы были обеспечены боеприпасами и расходовали, не ограничиваясь. Очень тяжело было с ранеными, кроме индивидуальных пакетов у нас ничего не было», — вспоминает Николай Григорьевич начало боев на Курской дуге.

«6-го июля я был ранен осколком мины», — скупо сообщает он о себе, умал­чивая, что 5 июля 1943 года практически весь офицерский состав роты был выве­ден из строя, и он, 20-летний младший лейтенант, принял командование ротой на себя. Приведя в порядок оборону на своем участке, он организовал отраже­ние атак противника, и, будучи раненым, продолжал оставаться в строю, оказывая сопротивление неприятелю. За мужество и отвагу, проявленные в боях на Курской дуге, Николай Шеломцев был награжден орденом Отечественной войны II степени и удостоен звания «лейтенант». Одна­ко, несмотря на успешный исход боев на Курском направлении, победа была еще далеко.

После пребывания в медсанбате Ше­ломцев был назначен командиром 6-й роты в своем же полку. Его рота первой в дивизии форсировала реку Десна в районе города Короп, затем второй раз южнее города Чер­нигова. При движении к реке Днепр шли в головной походной заставе.

«18 сентября 1943 года вышел к Днепру. Форсировать Днепр пришлось не на паро­мах и лодках, а на самодельных плотах. Но это еще полдела. Берег Днепра у про­тивника крутой, а как забраться на кручу, когда противник будет поливать оттуда го­рячим свинцом. Ему удобно, он все видит, а его увидеть невозможно. К тому же у него надежно подготовленные оборонительные позиции, пристреляны цели, обеспечена связь. У нас ничего этого нет», — вспоминал Николай Григорьевич. И, тем не менее, его рота совершила практически невозможное: 22 сентября 1943 года форсировала Днепр, 25 сентября — Припять. «Самое главное было не останавливаться, а двигаться толь­ко вперед», — пишет об этих днях Шеломцев.

Успешное форсирование водных пре­пятствий 6-й ротой обеспечило условия для оперативного продвижения всего полка, исполнившего боевой приказ о создании плацдарма для всей армии на правом бе­регу Припяти. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за успешное форсирование реки Днепр и прочное закрепление плацдарма на правом ее берегу лейтенанту Шеломцеву Николаю Григорьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ле­нина и медали «Золотая Звезда».

После окончания Великой Отечественной войны герой продолжал службу в Вооружен­ных силах СССР. Он прослужил в армии более 30 лет, уволившись в запас 7 марта 1973 г. При увольнении полковник Шеломцев был награжден благодарственной грамотой «за долголетнюю безупречную службу» за подписью начальника Генштаба ВС СССР.

После увольнения в запас Николай Шеломцев проживал в Белгороде, где трудился инспектором по кадрам треста «Оргстрой». Умер Николай Григорьевич 28 мая 2007 года и похоронен на кладбище в Ячнево.

Герой Советского Союза Николай Ше­ломцев был награжден орденами Ленина, Отечественной войны I и II степени, а также медалями, в том числе двумя «За боевые заслуги» и одной «Партизану Отечествен­ной войны» I степени.

5 августа 2008 года подвиг героя был увековечен в кам­нена Аллее Славы в парке Победы был открыт бюст Николаю Шеломцеву, участни­ку Курской битвы, одному из освободителей Белгородской земли.

Сегодня, помимо воспоминаний героя, в Белгородском музее-диораме хранится целый комплекс материалов, посвящен­ных его памяти: аттестат зрелости, боевая характеристика на командира стрелковой роты воинской части 68489 ГСС, матери­алы периодической печати о нем, а также фотографии разных лет. Все эти докумен­ты были переданы в музей-диораму род­ственниками Николая Григорьевича и ныне являются экспонатами музея.

Елена БОГАТЫРЕВАнаучный сотрудник музея ГБУК «Белгородский государственный историкохудожественный музейдиорама «Курская битваБелгородское направление»

 

Exit mobile version