Петров день третьего лета войны

Петров день третьего лета войны

> В Белгородском литературном музее открылась межмузейная выставка к годовщине Курской битвы и Прохоровского танкового сражения.

В сознании нашего народа давно укре­пилось представление о спасительной роли для судьбы России сражений на по­лях Куликовом и Бородинском. В Великой Отечественной войне таким судьбонос­ным моментом стало танковое сражение 12 июля 1943 года у стации Прохоровка. 75 лет назад, на третье лето войны, в эти дни войска третьего рейха готовились на­нести страшный удар и сломить сопро­тивление Красной армии на Курской дуге. Считанные дни оставались до Прохоров­ского танкового сражения — кульминации оборонительного этапа Курской битвы.

Спустя годы белгородский поэт Игорь Чернухин напишет, словно на скрижалях:

Это поле победы суровой Для потомков по праву равно Полю грозному Куликову, Ратным доблестям Бородино.

Выставка «Третье лето. Петров день», открывшаяся 22 июня в литературном му­зее, представляет легендарное Прохоров-ское танковое сражение в произведениях художественной литературы и изобрази­тельного искусства. На ней собраны экс­понаты из фондов белгородских музеев -диорамы и художественного, а также лич­ных собраний художников.

Четырьмя графическими листами се­рии «Прохоровское поле» представлен заслуженный художник РСФСР Станис­лав Косенков, в экспозицию вошли рабо­ты белгородцев Алексея Тюрина, Виктора Иванчихина, Виктора Блинова, Василия Казака, Андрея Крайнова, а также Ивана Гапоченко из Сум и Михаила Шорохова из Курска.

Письма погибших воинов

Из фондов музея-диорамы для выстав­ки были переданы уникальные экспона­ты — письма участников Прохоровского сра­жения. В том числе письма санинструкто­ра медицинско-санитарного взвода 32-й танковой бригады 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии Любо­ви Ясинской. В дни подготовки к Курской битве, в апреле 1943 года, девушка пишет маме: «Пока остаюсь здесь, так хорошо, природа, белые домики, земляные полы, фрукты сушеные, молоко — все это с таким аппетитом…». Второе письмо написано в разгар боёв. На клочке бумаги всего не­сколько слов карандашом. Любовь Ясин­ская погибнет, освобождая Украину…

На выставке представлены письма полковника Алексея Линёва — командира той же 32-й танковой бригады — лучшей в танковом корпусе 5-й гвардейской тан­ковой армии, которой командовал Павел Ротмистров. Бригада вела бой на высоте 252,2 метра, в двух километрах от окраи­ны Прохоровки — как раз в том месте, где в мае 1995 года Вячеславом Клыковым бу­дет установлена знаменитая звонница. За бои в Курской битве полковник Линёв был награжден орденом Отечественной войны I степени. 26 августа 1943 года он погиб в бою при освобождении Украины.

За день до начала Курской битвы крас­ноармеец Я.И. Байтман писал родным: «Дорогие! Вчера вам послал открытку по­здравительную в связи с днем рождения Витюшки. Я не мыслю лучшего счастья в своей жизни, чем то, чтобы следующий его день рождения мы праздновали всей своей семьей, на своей земле, очищен­ной от фашистской нечисти. Этим я и буду существовать и надеяться…». Сохрани­лось письмо Г.К. Воскобойникова, адре­сованное Н.М. Давыдовой, в котором опи­сывается, как сражался Я.И. Байтман, и указывал место его могилы недалеко от Белгорода.

Созвучие образов и слов

Но определяют выставочное повество­вание три поэмы: «Третье поле» Игоря Чернухина, «Поле русской славы» Влади­мира Молчанова и «Петров день» Станис­лава Минакова. У каждого из этих авто­ров — свой голос, однако у произведений много общих образов и мотивов. И глав­ный из них — поле брани, на котором во­ины, как и в былые времена, сложили свои головы за землю русскую, «за други своя».

Для авторов поэм посылом их творче­ского интереса к Прохоровскому сражению стали память о погибших, поклонение му­жеству воинов и глубокая благодарность им. Отражен в поэмах и «самый страшный час в бою — час ожидания атаки». Перед читателем проходят картины кромешного ада, в который за несколько часов превра­тилось место сражения. Крупным планом изображены отдельные эпизоды схватки. Завершая повествование, авторы возвра­щают нас на мирное поле. Сражение отгремело, но есть и должна быть память и безмерная благодарность ныне живущих поколений.

Живописный образ, вещь и слово в еди­ное целое объединяют белые полотнища, на которых написаны отрывки поэм. Они напоминают мраморные плиты на стенах храма первоверховных апостолов Петра и Павла со списками восьми с половиной тысяч павших воинов и белые рушники на стареньких рамах с фотографиями погиб­ших мужей и сыновей. Этот образ созда­телям выставки подсказали гравюры Ко-сенкова и строки Минакова, завершающие поэму «Петров день»:

Над Полем в полуденном медленном небе фотографии павших над Полем.

Белые рушники . Белые рушники .белые… белые…

Эффект от выставки оказался удиви­тельным — получился иллюстрированный метатекст, три поэмы словно слились в одну, перекликаясь в общей памяти с древнерусскими летописями и «Словом о полку Игореве». К тому же, строки поэм зазвучали словно изнутри самих себя и из среды собравшихся — голосами мо­лодых актеров драматического театра имени М.С. Щепкина Оксаны Катанской, Ильи Васильева и Владимира Кубрико-ва. Торжественность событию придала и музыкальная композиция «Три поля Рос­сии» (музыка Н. Бирюкова, стихи В. Мол­чанова), исполненная артистами Бел­городской филармонии Евгением Добро-вым, Иваном Белышом, Татьяной Дру­жининой.

Экспозиция для всех

Автор одной из трёх представленных на выставке поэм Станислав Минаков поделился воспоминаниями о написа­нии своей поэмы-поминовения «Петров день», созданной после поездки с худож­ником Станиславом Косенковым в село Прелестное, под Прохоровку, 12 июля 1986 года. В день знаменитого танково­го сражения там сохранился трогатель­ный обычай — выносить на улицу столы с едой-питьем и поминать своих павших, приглашая всех прохожих разделить по­минальную трапезу. «В известном смыс­ле эта выставка — космическое эхо. Ведь Станислав Косенков еще в конце 1980-х вынашивал идею выставить поэму «Пе­тров день», выписанную кириллицей на больших листах, со своим знаменитым графическим прохоровским циклом, — в хлебах у села Прелестное именно 12 июля. Мастер также написал заявку на подарочное издание поэмы в московское издательство «Современник». Для него в разные годы он ярко проиллюстрировал несколько книг, в частности, подарочные издания рассказа курского прозаика Ев­гения Носова «Красное вино Победы», а также большую книгу избранных стихот­ворений воронежца Алексея Прасолова. Увы, обоим замыслам моего друга Ко-сенкова не суждено было воплотиться в жизнь. И потому я особо благодарен бел­городскому литмузею, столь зримо вы­несшему большие поэтические объемы золотыми буквами на белые полотна, перемежав тексты живописными картина­ми и графическими работами, посвящен­ными «Третьему полю России», — отметил С. Минаков.

Эмоционально опираясь на «Вокализ» Сергея Рахманинова, впечатлились эф­фектом от экспозиции все собравшиеся -и кадеты, которые приехали из села Пре­лестное со своим директором школы Вла­димиром Бузанаковым, и проводившие на выставке выездное заседание члены клуба любителей русской словесности БГТУ им. Шухова «Пушкарная слобода». А также выступавшие начальник управ­ления культуры области Константин Кур­ганский, директора литературного музея Инна Климова и художественного Татьяна Лукьянова, старший научный сотрудник музея-диорамы «Курская битва. Белго­родское направление» Лариса Гончарова, художник Виктор Иванчихин и настоятель Свято-Никольского храма поселка Ракит­ное протоиерей Николай Германский.

Экспозиция продлится до конца сен­тября. За это время ее посмотрят сотни гостей города, а главное, школьники и студенты. Отрадно, что столь нетривиаль­но поданная тема Курской битвы, сраже­ния под Прохоровкой войдет в их сердца и память. Именно это делает нас единым народом.

Матвей СЛАВКО

Фото автора

 

Exit mobile version