> В Белгородском литературном музее открылась межмузейная выставка к годовщине Курской битвы и Прохоровского танкового сражения.
В сознании нашего народа давно укрепилось представление о спасительной роли для судьбы России сражений на полях Куликовом и Бородинском. В Великой Отечественной войне таким судьбоносным моментом стало танковое сражение 12 июля 1943 года у стации Прохоровка. 75 лет назад, на третье лето войны, в эти дни войска третьего рейха готовились нанести страшный удар и сломить сопротивление Красной армии на Курской дуге. Считанные дни оставались до Прохоровского танкового сражения — кульминации оборонительного этапа Курской битвы.
Спустя годы белгородский поэт Игорь Чернухин напишет, словно на скрижалях:
Это поле победы суровой Для потомков по праву равно Полю грозному Куликову, Ратным доблестям Бородино.
Выставка «Третье лето. Петров день», открывшаяся 22 июня в литературном музее, представляет легендарное Прохоров-ское танковое сражение в произведениях художественной литературы и изобразительного искусства. На ней собраны экспонаты из фондов белгородских музеев -диорамы и художественного, а также личных собраний художников.
Четырьмя графическими листами серии «Прохоровское поле» представлен заслуженный художник РСФСР Станислав Косенков, в экспозицию вошли работы белгородцев Алексея Тюрина, Виктора Иванчихина, Виктора Блинова, Василия Казака, Андрея Крайнова, а также Ивана Гапоченко из Сум и Михаила Шорохова из Курска.
Письма погибших воинов
Из фондов музея-диорамы для выставки были переданы уникальные экспонаты — письма участников Прохоровского сражения. В том числе письма санинструктора медицинско-санитарного взвода 32-й танковой бригады 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии Любови Ясинской. В дни подготовки к Курской битве, в апреле 1943 года, девушка пишет маме: «Пока остаюсь здесь, так хорошо, природа, белые домики, земляные полы, фрукты сушеные, молоко — все это с таким аппетитом…». Второе письмо написано в разгар боёв. На клочке бумаги всего несколько слов карандашом. Любовь Ясинская погибнет, освобождая Украину…
На выставке представлены письма полковника Алексея Линёва — командира той же 32-й танковой бригады — лучшей в танковом корпусе 5-й гвардейской танковой армии, которой командовал Павел Ротмистров. Бригада вела бой на высоте 252,2 метра, в двух километрах от окраины Прохоровки — как раз в том месте, где в мае 1995 года Вячеславом Клыковым будет установлена знаменитая звонница. За бои в Курской битве полковник Линёв был награжден орденом Отечественной войны I степени. 26 августа 1943 года он погиб в бою при освобождении Украины.
За день до начала Курской битвы красноармеец Я.И. Байтман писал родным: «Дорогие! Вчера вам послал открытку поздравительную в связи с днем рождения Витюшки. Я не мыслю лучшего счастья в своей жизни, чем то, чтобы следующий его день рождения мы праздновали всей своей семьей, на своей земле, очищенной от фашистской нечисти. Этим я и буду существовать и надеяться…». Сохранилось письмо Г.К. Воскобойникова, адресованное Н.М. Давыдовой, в котором описывается, как сражался Я.И. Байтман, и указывал место его могилы недалеко от Белгорода.
Созвучие образов и слов
Но определяют выставочное повествование три поэмы: «Третье поле» Игоря Чернухина, «Поле русской славы» Владимира Молчанова и «Петров день» Станислава Минакова. У каждого из этих авторов — свой голос, однако у произведений много общих образов и мотивов. И главный из них — поле брани, на котором воины, как и в былые времена, сложили свои головы за землю русскую, «за други своя».
Для авторов поэм посылом их творческого интереса к Прохоровскому сражению стали память о погибших, поклонение мужеству воинов и глубокая благодарность им. Отражен в поэмах и «самый страшный час в бою — час ожидания атаки». Перед читателем проходят картины кромешного ада, в который за несколько часов превратилось место сражения. Крупным планом изображены отдельные эпизоды схватки. Завершая повествование, авторы возвращают нас на мирное поле. Сражение отгремело, но есть и должна быть память и безмерная благодарность ныне живущих поколений.
Живописный образ, вещь и слово в единое целое объединяют белые полотнища, на которых написаны отрывки поэм. Они напоминают мраморные плиты на стенах храма первоверховных апостолов Петра и Павла со списками восьми с половиной тысяч павших воинов и белые рушники на стареньких рамах с фотографиями погибших мужей и сыновей. Этот образ создателям выставки подсказали гравюры Ко-сенкова и строки Минакова, завершающие поэму «Петров день»:
Над Полем в полуденном медленном небе фотографии павших над Полем.
Белые рушники …. Белые рушники ….белые… белые…
Эффект от выставки оказался удивительным — получился иллюстрированный метатекст, три поэмы словно слились в одну, перекликаясь в общей памяти с древнерусскими летописями и «Словом о полку Игореве». К тому же, строки поэм зазвучали словно изнутри самих себя и из среды собравшихся — голосами молодых актеров драматического театра имени М.С. Щепкина Оксаны Катанской, Ильи Васильева и Владимира Кубрико-ва. Торжественность событию придала и музыкальная композиция «Три поля России» (музыка Н. Бирюкова, стихи В. Молчанова), исполненная артистами Белгородской филармонии Евгением Добро-вым, Иваном Белышом, Татьяной Дружининой.
Экспозиция для всех
Автор одной из трёх представленных на выставке поэм Станислав Минаков поделился воспоминаниями о написании своей поэмы-поминовения «Петров день», созданной после поездки с художником Станиславом Косенковым в село Прелестное, под Прохоровку, 12 июля 1986 года. В день знаменитого танкового сражения там сохранился трогательный обычай — выносить на улицу столы с едой-питьем и поминать своих павших, приглашая всех прохожих разделить поминальную трапезу. «В известном смысле эта выставка — космическое эхо. Ведь Станислав Косенков еще в конце 1980-х вынашивал идею выставить поэму «Петров день», выписанную кириллицей на больших листах, со своим знаменитым графическим прохоровским циклом, — в хлебах у села Прелестное именно 12 июля. Мастер также написал заявку на подарочное издание поэмы в московское издательство «Современник». Для него в разные годы он ярко проиллюстрировал несколько книг, в частности, подарочные издания рассказа курского прозаика Евгения Носова «Красное вино Победы», а также большую книгу избранных стихотворений воронежца Алексея Прасолова. Увы, обоим замыслам моего друга Ко-сенкова не суждено было воплотиться в жизнь. И потому я особо благодарен белгородскому литмузею, столь зримо вынесшему большие поэтические объемы золотыми буквами на белые полотна, перемежав тексты живописными картинами и графическими работами, посвященными «Третьему полю России», — отметил С. Минаков.
Эмоционально опираясь на «Вокализ» Сергея Рахманинова, впечатлились эффектом от экспозиции все собравшиеся -и кадеты, которые приехали из села Прелестное со своим директором школы Владимиром Бузанаковым, и проводившие на выставке выездное заседание члены клуба любителей русской словесности БГТУ им. Шухова «Пушкарная слобода». А также выступавшие начальник управления культуры области Константин Курганский, директора литературного музея Инна Климова и художественного Татьяна Лукьянова, старший научный сотрудник музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» Лариса Гончарова, художник Виктор Иванчихин и настоятель Свято-Никольского храма поселка Ракитное протоиерей Николай Германский.
Экспозиция продлится до конца сентября. За это время ее посмотрят сотни гостей города, а главное, школьники и студенты. Отрадно, что столь нетривиально поданная тема Курской битвы, сражения под Прохоровкой войдет в их сердца и память. Именно это делает нас единым народом.
Матвей СЛАВКО
Фото автора