От Терека до Везелки

От Терека до Везелки

Рассказываем об улицахназванных именами героев

> В тринадцатом номере «Нашего Белгорода» за этот год мы рассказывали о командире батальона 1234 стрелкового полка Григории Ивановиче Покатаеве. Именно перед этим полком стояла задача в 1943 году освободить Супруновку, форсировав реку Везёлку. Командиром 1234 полка был Фёдор Степанович Дзгоев, имя которого носит одна из улиц Белгорода.

Улица Дзгоева известна белгородцам как место, где со­средоточена городская промышленность. Действительно, здесь располагается несколько заводов, производственных предприятий, складов. За непривычной для русского уха фамилией, ставшей названием улицы, стоит большой под­виг командира полка.

Юный уроженец Владикавказа, Фёдор Дзгоев мечтал стать лётчиком и даже поступил в Воронежское училище граждан­ской авиации. Но травма, полученная на занятиях по пара­шютному делу, вынудила его покинуть училище. Затем была служба в наземных войсках, партийная работа в Северной Осетии и Средней Азии. Когда началась Великая Отечествен­ная война, Фёдору Степановичу было тридцать лет. Его на­значили командиром эскадрона, затем — стрелкового полка. 5 августа 1943 года Фёдор Степанович Дзгоев, уже удостоенный ордена Суворова III степени за первое освобождение Харько­ва, участвует в освобождении нашего Белгорода.

Однополчанин Ф.С. Дзгоева И.Л. Тульчинский воспо­минал о своём командире так: «Федор Дзгоев был от­чаянным человеком и умелым командиром. Обычно не­многословный, даже молчаливый, в отдельных боевых ситуациях он неожиданно принимал дерзкие по своему замыслу, но все-таки правильные решения».

Перед полком Дзгоева стояла сложнейшая задача — ос­вободить Супруновку. Немцами были заняты хорошо укре­плённые позиции. Нашим войскам приходилось наступать по открытой ровной территории. Фёдор Сепанович при­нимает единственно верное решение: разбить полк на не­большие группы и устремиться по разным направлениям туда, где сосредоточена оборона противника. Причём Дзго­ев стал во главе одного из своих подразделений, которое первым форсировало Везёлку. Фёдор Степанович заменил собой погибшего во время преодоления реки пулемётчика и прикрыл бойцов своей штурмовой группы.

Ветеран Великой Отечественной войны гвардии лей­тенант М.И. Антонюк, командир роты автоматчиков 1243-го стрелкового полка, в одном из интервью вспоминает: «У деревни Томаровка Белгородской области нашему полку пришлось вести ожесточенные бои с фашистами. Наш командир полка смело руководил боем, сам лично вступал в схватки с фашистами. 1243-й стрелковый полк дрался за Харьков. Наш майор смело и решительно при­нимал решения. Его жизнь оборвалась 10 августа 1943 года в лесу, юго-западнее села Липцы Харьковской об­ласти, вражеский снаряд разорвался прямо возле него. Так героически погиб за нашу Родину отважный офицер. И никому в нашем 1243-м не верилось в эту гибель…

Место захоронения Ф.С. Дзгоева — братская могила в селе Стрелечье Харьковской области. В Белгороде же в 1965 году по решению горисполкома одной из улиц на Крейде было при­своено имя кавалера орденов Суворова и Красной Звезды, одного из освободителей Белгорода Фёдора Степановича Дзгоева. И если кому-то из читателей придётся побывать на этой промышленной улице, то стоит перенестись мысленно в прошлое, в 1943 год, отыскать мемориальный сквер, посвя­щённый командиру полка, полюбоваться фонтаном, который выложен камнями из реки Терек. Возможно тогда, в далёком 1943 году, стоя на берегу белгородской Везёлки, на какие-то секунды перенёсся мыслями на берег родного кавказского Терека майор Фёдор Степанович Дзгоев. Давайте постоим в тени елей, также привезённых с родины героя, и вспомним тех, кто отдавал свои жизни за нашу страну и город.

Ольга КОРОВИНА, научный сотрудник Пушкинской библиотекимузея

Фото из свободных источников

 

 

Exit mobile version