Наследие архимандрита Анатолия

«Забег обещаний - 2018»

Труды церковного историка дошли до наших дней

> В этом году исполняется 190 лет со дня рождения архимандрита Анатолия (в миру Андрей Ключарёв, 1828/1832-1886), церковного историка, краеведа, уроженца Курской губернии — точный год и место рождения не установлены. Более двадцати лет он изучал историю Белгорода, монастырей и храмов Курско-Белгородской епархии.

Белгород на протяжении веков был центром церковной жизни огромного края. Именно здесь находились мощи святи­теля Иоасафа Белгородского (Горленко) и чудотворная икона Николая Ратного, здесь были погребены белгородские епи­скопы и митрополиты. Поток паломников к белгородским святыням никогда не осла­бевал.

Стили храмового зодчества сменяли и дополняли друг друга. В Белгороде были прекрасные образцы русского барокко, из­ящные церкви и колокольни стиля ампир, а ближе к ХХ веку появились церкви и ча­совни в русско-византийском стиле.

К сожалению, многие храмы не сохра­нились до наших дней — они уничтожались не только в XX столетии, как принято сей­час считать, но и в прошлые века. При­чиной были и войны, и пожары, и просто недолговечность деревянных церквей, которые не считали нужным восстанав­ливать.

Церковная история города

Узнать, как выглядели утраченные свя­тыни, мы можем по старинным фотосним­кам, а также благодаря трудам замеча­тельного самобытного историка архиман­дрита Анатолия. В свое время на основе уникальных старинных документов, най­денных им в архивах мужского Свято-Тро­ицкого и женского Рождество-Богородиц-кого монастырей и белгородских церквей, он воссоздал церковную историю города. Впоследствии многие из этих документов были безвозвратно утрачены в результате войн, революций, гонений на церковь и не­брежного хранения. Однако часть из них архимандрит Анатолий успел опублико­вать в своих исторических трудах: «Белго­род и его святыня», «Белоградский Рожде-ство-Богородицкий женский монастырь», «Упраздненные монастыри» и «Истори­ческое описание монастыря Обоянского». Впервые они были напечатаны во второй половине XIX века на страницах журнала «Курские епархиальные ведомости».

Не все белгородцы знают, что в нашем городе было три монастыря — два мужских и женский. И первый из них, Николаевский мужской монастырь, основанный в 1599 году по повелению царя Бориса Годунова, до середины XVIII века оставался главным и древнейшим монастырем города. Одна­ко после реформы императрицы Екатери­ны II в 1764 году он был упразднен, а в его зданиях расположилось духовное учили­ще. В нем в начале 1830-х годов учился наш выдающийся земляк — публицист и критик Николай Николаевич Страхов.

В начале XX века здесь располагалось женское епархиальное училище. После революции его закрыли, а потом и вовсе снесли вместе с церковью. В наши дни эта территория находится за оградой консерв-но-промышленного комплекса «Конпрок» на улице Пугачёва.

Описанию   этой   древнейшей   обители Белгорода посвящена большая часть исторического исследования архимандри­та Анатолия «Упраздненные монастыри». Также в работе описывается история Ко-ренской (Коренной) Николаевской муж­ской пустыни (в селе Устинка под городом Шебекино) и Пятницкой пустыни и Подме-логорского монастыря.

Утраченные обители

Из опубликованного наследия исто­рика наибольший интерес для нас пред­ставляет исследование «Белгород и его святыня», в котором использованы редкие документы столичных и местных архивов. Подробно и аналитически рассматривают­ся все версии основания Белгорода, ис­тория его храмов, воссоздана богатая ис­тория Белгородского Свято-Троицкого муж­ского монастыря — обители митрополитов и епископов Белгородско-Обоянской и Курско-Белгородской епархии.

Монастырь получил название от своей главной соборной церкви — древнейшего в Белгороде деревянного храма во имя Свя­той Троицы, построенного одновременно с основанием города в конце XVI столе­тия. В 1667 году, в связи с учреждением Белгородско-Обоянской епархии, он полу­чил статус кафедрального собора.

Деревянную церковь сменил велико­лепный каменный Свято-Троицкий собор, который был построен и освящен в 1707 году. В нем с 1754 по 1911 годы покоились нетленные мощи небесного покровителя святого Белогорья — епископа Белгород­ского и Обоянского Иоасафа, и хранилась чудотворная икона Николая Ратного. Ря­дом был возведен архиерейский дом с покоями для митрополитов, кельями для монахов и послушников, здание духовной консистории, хозяйственные постройки -все это занимало целый квартал совре­менного Свято-Троицкого бульвара, где сейчас расположено здание Белгородской митрополии.

В самом центре Белгорода, на месте современного драмтеатра им. М. С. Щеп­кина, в то время находилась женская оби­тель, описание которой можно найти в историческом труде архимандрита «Бело­градский Рождество-Богородицкий жен­ский монастырь».

Свое начало монастырь вел от женско­го скита, располагавшегося в болотистом низменном месте, заросшем камышом и осокой. Уже в 1624 году здесь известна Рождество-Богородицкая деревянная цер­ковь. Почти сто лет монастырь влачил крайне бедное существование, и только в начале XVIII столетия его дела стали по­степенно поправляться.

Благодаря неутомимому перу историка, мы имеем уникальные сведения об устрой­стве обители, всех ее постройках, иконах и церковной утвари. Описано возведение в 1820 году каменной трехпрестольной церкви, которая была построена в виде ро­тонды — храмы такого типа были редкими во всем регионе, что выделяло Рождество-Богородицкую церковь среди прочих.

Подробно освещена деятельность на­стоятельниц монастыря. Много сделали для благоустройства обители игуменьи Магдалина и Елисавета, но наивысшего расцвета монастырь достиг при управле­нии игуменьи Людмилы (Мясоедовой) -было открыто женское училище, стран­ноприимный дом, устроен конный двор с конюшнями и каретным сараем, разбит фруктовый сад с прудом для разведения рыбы.

Педагогическая деятельность

Изучение памятников местной церков­ной жизни архимандрит Анатолий сочетал с пастырским служением и духовным вос­питанием молодежи.

В 1863 году, окончив Киевскую духов­ную академию со степенью кандидата богословия, он был назначен учителем в Белгородскую духовную семинарию. В своей педагогической деятельности отец Анатолий отличался всегда точностью и строгостью, был крайне требователен по отношению к другим, тем самым заслу­жил большой авторитет как у своих воспи­танников, так и у преподавателей.

Занимал должность инспектора, а поз­же и ректора семинарии, был первым цен­зором «Курских епархиальных ведомо­стей», в то время издававшихся при Бел­городской духовной семинарии.

В 1873 году отцу Анатолию пришлось покинуть Белгород в связи с тем, что он был избран смотрителем Рыльского духов­ного училища. В 1876 году он возведен в сан архимандрита и назначен управляю­щим Рыльским Свято-Николаевским мо­настырем, а еще через три года утверж­ден настоятелем Рыльского монастыря и определен благочинным монастырей и пустыней Курской епархии. За свою долгую добросовестную службу архимандрит Ана­толий был награжден наперсным крестом, орденами Святой Анны 3-й и 2-й степеней.

Сегодня читатель может познакомить­ся с некоторыми трудами церковного ис­торика благодаря многолетней исследо­вательской деятельности известного бел­городского краеведа Александра Нико­лаевича Крупенкова, к сожалению, уже ушедшего из жизни.

В 1997 году стараниями Александра Николаевича были переизданы истори­ческие исследования «Белгород и его святыня» (о Свято-Троицком мужском мо­настыре) и «Белоградский Рождество-Бо­городицкий женский монастырь» под об­щим названием «Белгород и его святы­ни». Для современных историков, краеве­дов и любителей белгородской старины эти исторические труды стали открытием, впрочем, как и имя их автора.

Ксения БЕЛОУСЕНКОглавный библиотекарь отдела краеведческой литературы универсальной научной библиотеки 

Подготовлено по материалам А.Н. Крупенкова

 

Exit mobile version