Труды церковного историка дошли до наших дней
> В этом году исполняется 190 лет со дня рождения архимандрита Анатолия (в миру Андрей Ключарёв, 1828/1832-1886), церковного историка, краеведа, уроженца Курской губернии — точный год и место рождения не установлены. Более двадцати лет он изучал историю Белгорода, монастырей и храмов Курско-Белгородской епархии.
Белгород на протяжении веков был центром церковной жизни огромного края. Именно здесь находились мощи святителя Иоасафа Белгородского (Горленко) и чудотворная икона Николая Ратного, здесь были погребены белгородские епископы и митрополиты. Поток паломников к белгородским святыням никогда не ослабевал.
Стили храмового зодчества сменяли и дополняли друг друга. В Белгороде были прекрасные образцы русского барокко, изящные церкви и колокольни стиля ампир, а ближе к ХХ веку появились церкви и часовни в русско-византийском стиле.
К сожалению, многие храмы не сохранились до наших дней — они уничтожались не только в XX столетии, как принято сейчас считать, но и в прошлые века. Причиной были и войны, и пожары, и просто недолговечность деревянных церквей, которые не считали нужным восстанавливать.
Церковная история города
Узнать, как выглядели утраченные святыни, мы можем по старинным фотоснимкам, а также благодаря трудам замечательного самобытного историка архимандрита Анатолия. В свое время на основе уникальных старинных документов, найденных им в архивах мужского Свято-Троицкого и женского Рождество-Богородиц-кого монастырей и белгородских церквей, он воссоздал церковную историю города. Впоследствии многие из этих документов были безвозвратно утрачены в результате войн, революций, гонений на церковь и небрежного хранения. Однако часть из них архимандрит Анатолий успел опубликовать в своих исторических трудах: «Белгород и его святыня», «Белоградский Рожде-ство-Богородицкий женский монастырь», «Упраздненные монастыри» и «Историческое описание монастыря Обоянского». Впервые они были напечатаны во второй половине XIX века на страницах журнала «Курские епархиальные ведомости».
Не все белгородцы знают, что в нашем городе было три монастыря — два мужских и женский. И первый из них, Николаевский мужской монастырь, основанный в 1599 году по повелению царя Бориса Годунова, до середины XVIII века оставался главным и древнейшим монастырем города. Однако после реформы императрицы Екатерины II в 1764 году он был упразднен, а в его зданиях расположилось духовное училище. В нем в начале 1830-х годов учился наш выдающийся земляк — публицист и критик Николай Николаевич Страхов.
В начале XX века здесь располагалось женское епархиальное училище. После революции его закрыли, а потом и вовсе снесли вместе с церковью. В наши дни эта территория находится за оградой консерв-но-промышленного комплекса «Конпрок» на улице Пугачёва.
Описанию этой древнейшей обители Белгорода посвящена большая часть исторического исследования архимандрита Анатолия «Упраздненные монастыри». Также в работе описывается история Ко-ренской (Коренной) Николаевской мужской пустыни (в селе Устинка под городом Шебекино) и Пятницкой пустыни и Подме-логорского монастыря.
Утраченные обители
Из опубликованного наследия историка наибольший интерес для нас представляет исследование «Белгород и его святыня», в котором использованы редкие документы столичных и местных архивов. Подробно и аналитически рассматриваются все версии основания Белгорода, история его храмов, воссоздана богатая история Белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря — обители митрополитов и епископов Белгородско-Обоянской и Курско-Белгородской епархии.
Монастырь получил название от своей главной соборной церкви — древнейшего в Белгороде деревянного храма во имя Святой Троицы, построенного одновременно с основанием города в конце XVI столетия. В 1667 году, в связи с учреждением Белгородско-Обоянской епархии, он получил статус кафедрального собора.
Деревянную церковь сменил великолепный каменный Свято-Троицкий собор, который был построен и освящен в 1707 году. В нем с 1754 по 1911 годы покоились нетленные мощи небесного покровителя святого Белогорья — епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа, и хранилась чудотворная икона Николая Ратного. Рядом был возведен архиерейский дом с покоями для митрополитов, кельями для монахов и послушников, здание духовной консистории, хозяйственные постройки -все это занимало целый квартал современного Свято-Троицкого бульвара, где сейчас расположено здание Белгородской митрополии.
В самом центре Белгорода, на месте современного драмтеатра им. М. С. Щепкина, в то время находилась женская обитель, описание которой можно найти в историческом труде архимандрита «Белоградский Рождество-Богородицкий женский монастырь».
Свое начало монастырь вел от женского скита, располагавшегося в болотистом низменном месте, заросшем камышом и осокой. Уже в 1624 году здесь известна Рождество-Богородицкая деревянная церковь. Почти сто лет монастырь влачил крайне бедное существование, и только в начале XVIII столетия его дела стали постепенно поправляться.
Благодаря неутомимому перу историка, мы имеем уникальные сведения об устройстве обители, всех ее постройках, иконах и церковной утвари. Описано возведение в 1820 году каменной трехпрестольной церкви, которая была построена в виде ротонды — храмы такого типа были редкими во всем регионе, что выделяло Рождество-Богородицкую церковь среди прочих.
Подробно освещена деятельность настоятельниц монастыря. Много сделали для благоустройства обители игуменьи Магдалина и Елисавета, но наивысшего расцвета монастырь достиг при управлении игуменьи Людмилы (Мясоедовой) -было открыто женское училище, странноприимный дом, устроен конный двор с конюшнями и каретным сараем, разбит фруктовый сад с прудом для разведения рыбы.
Педагогическая деятельность
Изучение памятников местной церковной жизни архимандрит Анатолий сочетал с пастырским служением и духовным воспитанием молодежи.
В 1863 году, окончив Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, он был назначен учителем в Белгородскую духовную семинарию. В своей педагогической деятельности отец Анатолий отличался всегда точностью и строгостью, был крайне требователен по отношению к другим, тем самым заслужил большой авторитет как у своих воспитанников, так и у преподавателей.
Занимал должность инспектора, а позже и ректора семинарии, был первым цензором «Курских епархиальных ведомостей», в то время издававшихся при Белгородской духовной семинарии.
В 1873 году отцу Анатолию пришлось покинуть Белгород в связи с тем, что он был избран смотрителем Рыльского духовного училища. В 1876 году он возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Рыльским Свято-Николаевским монастырем, а еще через три года утвержден настоятелем Рыльского монастыря и определен благочинным монастырей и пустыней Курской епархии. За свою долгую добросовестную службу архимандрит Анатолий был награжден наперсным крестом, орденами Святой Анны 3-й и 2-й степеней.
Сегодня читатель может познакомиться с некоторыми трудами церковного историка благодаря многолетней исследовательской деятельности известного белгородского краеведа Александра Николаевича Крупенкова, к сожалению, уже ушедшего из жизни.
В 1997 году стараниями Александра Николаевича были переизданы исторические исследования «Белгород и его святыня» (о Свято-Троицком мужском монастыре) и «Белоградский Рождество-Богородицкий женский монастырь» под общим названием «Белгород и его святыни». Для современных историков, краеведов и любителей белгородской старины эти исторические труды стали открытием, впрочем, как и имя их автора.
Ксения БЕЛОУСЕНКО, главный библиотекарь отдела краеведческой литературы универсальной научной библиотеки
Подготовлено по материалам А.Н. Крупенкова