Архивные публикации от первого лица
> Спустя 20 лет после победы над фашистской Германией маршал И.С. Конев поделился воспоминаниями о Курской битве в журнале «Огонёк», экземпляр которого бережно хранит Белгородский областной архив новейшей истории.
Старый, потрепанный «Огонек» №32 за август 1963 года — целое сокровище для архива. Он весь посвящен Курской битве. Ещё живы очевидцы этой Великой Победы, не все города полностью восстановлены, слезы матерей и вдов еще не высохли.
Главной статьей в этом номере, безусловно, была «Курск — наша Победа» — это воспоминания Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза И.С. Конева. Он приводит два документа двадцатилетней давности, принадлежащих перу двух фашистов.
Первое: «Я решил, как только позволят условия погоды, провести наступление «Цитадель». Оно должно завершиться быстрым и решающим успехом. На направлении главных ударов должны быть использованы лучшие соединения, наилучшее оружие, лучшие командиры и большое количество боеприпасов. Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира». Это преамбула совершенно секретного приказа, подписанного Адольфом Гитлером 15 апреля 1943 года.
А вот неотправленное письмо убитого в августе 1943 года унтер-офицера своему брату: «Недавно мы наступали. Какое это было отвратительное и страшное наступление! Наши солдаты храбро шли вперед, но русские дьяволы ни за что не хотели отступать, и каждый метр стоил нам жизни наших товарищей. Но все-таки это было наступление, и можно было терпеть. А потом эти русские дьяволы обрушились на нас, мы стали пятиться, началась настоящая свистопляска…В нашей роте осталось 18 человек, а во второй — всего 9….. Господи, чем это все кончится!». Чем это кончилось — известно. И сегодня хочется, чтобы все помнили об этом!
Маршал И.С. Конев одним из главных условий Победы считает «…боевой дух солдата, его вера в правоту идеи, за которую он сражается, и еще солдатское настроение». Пехота неуютно и невесело себя чувствует, когда она, владычица полей, одна — без артподготовки, без «катюш», без танков, без воздушного прикрытия! Бывало такое — стрелковый полк, размеренно шагают солдаты, уставшие, серьезные. Вдруг над колонной в четком строю проносятся стремительные «ИЛы» — эскадрилья за эскадрильей. И нужно видеть, как преображается полк! Плечи развернулись, усталость пропала, улыбаются солдаты. А иной не удержится, кинет пилотку в небо, закричит: «Дай им жару, ребята!»
На Курской дуге, сосредоточивалась авиационная, танковая и артиллерийская мощь невиданных дотоле масштабов. Появились новые, более грозные танки и самолеты, самоходные орудия, усовершенствованные гвардейские минометы. И.С. Конев утверждал, что перед Курской битвой наша армия была обеспечена всеми видами боевой техники и вооружения, необходимыми для разгрома врага. И, конечно, нельзя забывать, что миф о непобедимости гитлеровской армии был разбит и развеян в сражениях под Москвой и на берегах Волги. Поэтому с такой тщательностью и размахом готовил Гитлер операцию «Цитадель»: фашистам нужен был реванш, восстановить авторитет перед союзниками и попытаться взять инициативу в ведении войны.
И.С. Конев пишет: «Мы должны были нанести сокрушительный удар, чтобы раз и навсегда повернуть ход войны и начать окончательный разгром гитлеровской Германии. Вот, что значила для истории Курская битва».
2700 танков и самоходных орудий, среди них новое оружие — «тигры», «пантеры», «фер-динанды» — приготовили гитлеровцы для Курской битвы. Ранним утром 5 июля вся эта техника двинулась на позиции советских войск.
Дни оборонительных сражений на Курской дуге останутся жить в легендах. Особенно 12 июля 1943 года, когда у деревни Прохо-ровки армии Воронежского фронта и армии стратегического резерва дали врагу решающее сражение. Во встречном танковом бою столкнулись полторы тысячи танков. Это было крупнейшее танковое сражение. Танки дрались с танками. Боевые порядки перемешались, прекратила огонь артиллерия, не бомбила поле боя ни наша, ни вражеская авиация, порой доходило до рукопашной.
Ничего подобного не происходило во время войны ни до, ни после этого. Свыше 10 тысяч человек и более 350 танков потеряли гитлеровцы за один день. Враг остановился и попятился назад.
«Я с удовольствием представлял себе, какая гнетущая, мрачная атмосфера царила в ставке Гитлера, взбешенного развитием событий под Курском. Гитлер думал, что мы выдохлись, долго будем залечивать раны, набираться новых сил, а мы были готовы к решительному наступлению», — продолжал маршал. 5 августа Орел и Белгород были освобождены от оккупантов. Впереди был Харьков — «восточные ворота Украины», как называли его гитлеровцы. Впереди была Победа!
Татьяна ЦЫБЕНКО, начальник отдела использования и публикации документов архива новейшей истории Белгородской области