Душой к искусству прикоснись

Душой к искусству прикоснись

Книжная экскурсия знакомит с городами и музеями-юбилярами

> Специалисты отдела литературы по искусству универсальной научной библиотеки организовали цикл книжно-иллюстративных выставок «Города и музеи-юбиляры», где представлена литература о крупных русских художественных музеях, музеях-заповедниках, а также о Санкт-Петербурге.

Музейное дело в России начиналось с частного собирательства и коллекциониро­вания. Художественные ценности храни­лись в княжеских резиденциях, храмах, мо­настырях. Посмотреть на произведения ис­кусства мог не каждый: доступ во многие частные коллекции был очень ограничен. И только в XIX веке благодаря усилиям рус­ской интеллигенции, боровшейся за публич­ность и открытость подобных заведений, были открыты доступы к некоторым част­ным коллекциям.

Третьяковская галерея

В тихом Лаврушинском переулке, среди улочек и переулков древнейшего района Мо­сквы Замоскворечья, 125 лет назад откры­ла свои гостеприимные двери Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых. На тот момент собра­ние состояло из 1287 картин и 518 графи­ческих произведений русских художников. В настоящее время в коллекции Третьяков­ской галереи более 170 тысяч произведений русского искусства.

Мы приглашаем вместе прогуляться по залам Третьяковки. А экскурсоводом бу­дет знаток и тонкий ценитель искусства -художник, плакатист Н. Ватолина, напи­савшая путеводитель-эссе «Прогулка по Третьяковской галерее». Она часто быва­ла в галерее, восхищаясь произведениями искусства, и под впечатлением написала книгу. Автор раскрывает читателям факты из истории музея и жизни мастеров, тем самым намечая «пунктиром» путь зна­комства с портретным искусством России. Словами историка искусств В.В. Стасова читатели библиотеки с помощью представ­ленных книг и альбомов могут «посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены были этим удивительным человеком в те­чение всей его жизни».

Русский музей

120-летнюю годовщину официального от­крытия отмечает в 2018 году Русский музей.

Художественный — это образ жизни, Национальный — то есть часть страны, Музей — хранитель образа Отчизны… Нам всем твои сокровища нужны!

Четверостишье А. Демьянкова наилучшим образом характеризует крупнейшее хранили­ще прославленных произведений русской жи­вописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства, созданных за период с XI века до наших дней. В первый год рабо­ты музей посетили 119 129 человек. Сейчас посещаемость составляет более миллиона человек в год. Любой желающий может при­соединиться к ним с помощью библиотечных книг и альбомов репродукций, некоторые из­даны более полувека назад.

Познакомившись с печатными издани­ями, вы увидите, что это хранилище столь велико и обширно, и его сокровищ хватило бы, чтобы открыть отдельные музеи многих мастеров живописи.

Петербургские дворцы

Материалы выставки приглашают посе­тить знаменитый пригород Северной столи­цы — изысканный и блистательный Петергоф. Дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф» представляет собой яркий пример декоративно-ансамблевого типа экспони­рования. Петергоф (с 1944 по 1997 годы -Петродворёц) был заложен Петром I в 1709 году в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю и дол­гое время был загородной резиденцией рос­сийских императоров. В 1918 году бывшие императорские дворцы Петергофа превра­щены в музеи, и 18 мая состоялась первая экскурсия для рабочих. Всему миру Петер­гоф известен, как «столица фонтанов», «рус­ский Версаль». Гости не всегда имеют воз­можность посетить весь комплекс парков и дворцов. Подробности и малоизвестные све­дения — в представленных изданиях.

19 мая 1918 года также был открыт для посетителей Гатчинский дворец. Возникно­вение дворцово-паркового музея-заповедни­ка «Гатчина» относится ко времени правле­ния императрицы Екатерины II. В 1765 году ею была куплена Гатчинская мыза и впо­следствии пожалована графу Г.Г. Орлову в благодарность за участие в дворцовом пе­ревороте, в результате которого она стала императрицей. Удивительно красивы дере­вянные дома с кружевным убранством, вели­чественные храмы, тенистые парки, благо­ухающие черемухой, жасмином и сиренью. Из книжных страниц вы узнаете, как архитек­торам и ландшафтным дизайнерам удалось создать неповторимый и уютный городок.

Петра творенье

Созданный по замыслу одного человека (Петра I), выстраданный в планах и чертежах гениальных зодчих и инженеров, возве­денный титаническими усилиями сотен ты­сяч людей, этот город поражает легкостью и глубиной, светом и пространством, трагизмом и величием. Санкт-Петербург уже 315 лет живет, строится, поднимается, вдохновляет. Северная столица, город трех революций, культурная столица, Северная Пальмира, го­род на Неве, Северная Венеция, город белых ночей — вот далеко неполный перечень не­официальных наименований города. Каждое из них — как краткая характеристика, позволя­ющая, даже не заглядывая в энциклопедии и справочники, получить представление о его географическом положении, исторической значимости, роли в современной России.

Мы предлагаем заглянуть в книги и аль­бомы, которые расскажут о лучших зодчих, скульпторах и художниках, чьим трудом созданы величественные мосты, арки, фон­таны, колонны, дворцы, парки, обелиски и многое другое. Вы сможете совершить «Пу­тешествие в пушкинский Петербург» вместе с авторами одноименной книги. А в том, что каждому посетителю выставки понравится книга А. Розенбаума «Я люблю возвращать­ся в свой город… », мы просто уверены! Этот замечательный альбом — своеобразный по­дарок любимому городу. В нем собраны все тексты песен автора, которые так или иначе связаны с родным городом. Издание вклю­чает в себя прекрасные фотографии Санкт-Петербурга.

Выставка продлится до конца года.

Вера МОНИНАглавный библиотекарь отдела литературы по искусству

 

Exit mobile version