Нехорошие квартиры

Нехорошие квартиры

Закон защищает инициативных людей

Каждый из наск сожалениюможет вспомнить хотя бы одну неприятную историюсвязанную с нарушением потребительских правпокупка бракованного телефона или бытовой техникинекачественное изготовление мебели или фундамента под домопоздание поезда или задержка авиарейсам…

Ликбез для потребителя

Наступили времена, когда квартиры, как и другие товары, стали предметом до­говора купли-продажи. Предложений мно­го, и покупателю не просто сделать пра­вильный выбор. Но не все знают, что в случае приобретения квартиры ненадле­жащего качества у покупателя такие же права, как и при покупке, например, смарт­фона — это право на устранение недостат­ков, снижение цены квартиры или возме­щение убытков.

Даже при внимательном и придирчивом подходе к выбору квартиры не всегда, к со­жалению, удается обнаружить недостат­ки в качестве жилья, тем более, когда они проявляются в процессе эксплуатации, ведь покупатель квартиры не специалист в области строительства и не обладает спе­циальными познаниями в этой сфере.

В тех случаях, когда недостатки в квар­тире были выявлены в течение гарантий­ного срока, на помощь приходит закон Рос­сийской Федерации «О защите прав потре­бителей». Главное, необходимо проявить терпение и настойчивость, чтобы довести дело до логического конца, как уже сде­лали некоторые белгородцы, отстоявшие свои интересы.

В практике работы Белгородского реги­онального отделения общественной орга­низации «Всероссийская лига защитников потребителей» таких случаев немало.

По доброй воле

К сожалению, различные дефекты, влияющие на качество жизни в купленной квартире, покупатели обнаруживали в про­цессе эксплуатации. После предъявле­ния претензий, составленных с помощью специалистов общества в защиту прав и интересов покупателей,  некоторые продавцы жилых помещений шли навстречу и принимали меры к урегулированию про­блемы в досудебном порядке.

Жительнице областного центра была заменена 2-комнатная квартира не­надлежащего качества в новом доме по улице Шаландина с заменой всех правоустанавливающих документов. И жительница поселка Майский, после покупки однокомнатной квартиры обнаружившая в ней существенные недостатки, не позволяющие эксплуа­тировать её по назначению, добилась своего без похода в суд. После предъ­явления претензии договор куплипро­дажи был расторгнут, и покупатель­нице возвратили деньги.

Долог путь к справедливости

Но, к сожалению, не все продавцы квартир поступают разумно, реагируя на претензии покупателей, что приводит к длительному разбирательству в суде. И примеров тому — достаточно.

Жительница Белгорода заключила договор куплипродажи двухкомнатной квартиры стоимостью 4 000 000 ру­блей с одним из крупнейших застрой­щиковпродавцов квартир города. При передаче квартиры она обнаружила недостатки в качестве отделки стен, потолков, окон и дверей, настилки полов из ламината. Об обнаруженных недостатках сделала отметку в акте приемапередачи квартиры. А когда переехала в эту квартиру, обнаружила еще ряд недостатков, что и послу­жило основанием для обращения к продавцу с письменной претензией, в которой она перечислила все недо­четы и указала сроки их устранения. Ее требования продавец квартиры добровольно не выполнил. После этого покупатель в претензионном порядке потребовала снизить цену квартиры на 110 000 рублей, что предусмотрено законом «О защите прав потребите­лей». Но и на это продавец не отреа­гировал. Тогда женщина организовала проведение независимой экспертизы качества квартиры, на которой присутствовали и представители продавца. В заключении эксперта были перечислены все недостатки и указа­на суммаболее чем 126 000 рублей, необходимые на их устранение. Покупательница в очередной раз обратилась к продавцу с требова­нием о снижении цены квартиры на указанную экспертом сумму, но и после получения такого требования продавец не удовлетворил ее пре­тензию в добровольном порядке. После обращения к нам с жалобой на продавца квартиры и просьбой защи­тить её права и интересы в судебном порядке, в суд было направлено ис­ковое заявление. И он вынес решение в пользу покупательницы, по которому с ответчика взыскано 120 000 рублей в качестве снижения цены кварти­ры, необходимой для устранения недостатков, 23 000 рублей в виде убытков, понесённых ею на оплату экспертизы, 200 000 рублей неустой­ки за нарушение срока выполнения её претензионных требований и 5 000 рублей компенсации морального вреда. Кроме того, с ответчика в пользу по­купательницы взыскан штрафболее чем 60 000 рублей за отказ от выпол­нения её претензионных требований в добровольном порядке.

Если верить в себя и закон

В аналогичной ситуации оказалась еще одна жительница областного центра, купившая у другого застрой­щика 2-комнатную квартиру стои­мостью более чем 5 500 000 рублей. Она предполагала, что за эту сумму ей будет продана идеальная кварти­ра. Однако надежды не оправдались, так как в процессе непродолжитель­ного проживания женщина обнару­жила, что с потолков осыпалась штукатурка, межкомнатные двери отличались друг от друга по цвету, ламинат на полу уложен без предва­рительной технологической под­готовки, изза чего листы в местах стыков приподнялись «домиком», стены квартиры по вертикали имели значительные отклонения он нормы, местами были обклеены кусками обо­ев, вентиляционная система в ванной была установлена с нарушениями строительных норм и правил, как и оконные и балконные рамы. Покупательница неоднократно обращалась к продавцу квартиры с претензиями, требуя устранить не­достатки. После того, как продавец демонтировал дверные полотна, что­бы заменить их на другие, а в резуль­тате установил двери с еще большим количеством недостатков, женщина решила устранять недостатки само­стоятельно. Для этого она организо­вала проведение независимой экспер­тизы, чтобы определить стоимость необходимых работ. Эксперт подтвердил все перечислен­ные недостатки и определил, что сумма для их устранения составляет более чем 240 000 рублей. После это­го владелица злополучной квартиры в очередной раз в претензии предложи­ла продавцу в добровольном порядке снизить цену квартиры на указанную сумму. А получив отказ, обратилась к нам.

Не согласившись выплатить потреби­телю 240 000 рублей в добровольном порядке, по решению суда продавец возвратил ей более чем 800 000 ру­блей, включая сумму снижения цены за квартиру, неустойку, убытки, компен­сацию морального вреда и штраф за отказ от добровольного удовлетворе­ния её законных требований.

Николай БОЙКОпредседатель Совета БРО ОО «Всероссийская лигазащ итников потребителей»

Фото из свободных источников

 

Exit mobile version