Закон защищает инициативных людей
> Каждый из нас, к сожалению, может вспомнить хотя бы одну неприятную историю, связанную с нарушением потребительских прав: покупка бракованного телефона или бытовой техники, некачественное изготовление мебели или фундамента под дом, опоздание поезда или задержка авиарейсам…
Ликбез для потребителя
Наступили времена, когда квартиры, как и другие товары, стали предметом договора купли-продажи. Предложений много, и покупателю не просто сделать правильный выбор. Но не все знают, что в случае приобретения квартиры ненадлежащего качества у покупателя такие же права, как и при покупке, например, смартфона — это право на устранение недостатков, снижение цены квартиры или возмещение убытков.
Даже при внимательном и придирчивом подходе к выбору квартиры не всегда, к сожалению, удается обнаружить недостатки в качестве жилья, тем более, когда они проявляются в процессе эксплуатации, ведь покупатель квартиры не специалист в области строительства и не обладает специальными познаниями в этой сфере.
В тех случаях, когда недостатки в квартире были выявлены в течение гарантийного срока, на помощь приходит закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Главное, необходимо проявить терпение и настойчивость, чтобы довести дело до логического конца, как уже сделали некоторые белгородцы, отстоявшие свои интересы.
В практике работы Белгородского регионального отделения общественной организации «Всероссийская лига защитников потребителей» таких случаев немало.
По доброй воле
К сожалению, различные дефекты, влияющие на качество жизни в купленной квартире, покупатели обнаруживали в процессе эксплуатации. После предъявления претензий, составленных с помощью специалистов общества в защиту прав и интересов покупателей, некоторые продавцы жилых помещений шли навстречу и принимали меры к урегулированию проблемы в досудебном порядке.
Жительнице областного центра была заменена 2-комнатная квартира ненадлежащего качества в новом доме по улице Шаландина с заменой всех правоустанавливающих документов. И жительница поселка Майский, после покупки однокомнатной квартиры обнаружившая в ней существенные недостатки, не позволяющие эксплуатировать её по назначению, добилась своего без похода в суд. После предъявления претензии договор купли—продажи был расторгнут, и покупательнице возвратили деньги.
Долог путь к справедливости
Но, к сожалению, не все продавцы квартир поступают разумно, реагируя на претензии покупателей, что приводит к длительному разбирательству в суде. И примеров тому — достаточно.
Жительница Белгорода заключила договор купли—продажи двухкомнатной квартиры стоимостью 4 000 000 рублей с одним из крупнейших застройщиков—продавцов квартир города. При передаче квартиры она обнаружила недостатки в качестве отделки стен, потолков, окон и дверей, настилки полов из ламината. Об обнаруженных недостатках сделала отметку в акте приема—передачи квартиры. А когда переехала в эту квартиру, обнаружила еще ряд недостатков, что и послужило основанием для обращения к продавцу с письменной претензией, в которой она перечислила все недочеты и указала сроки их устранения. Ее требования продавец квартиры добровольно не выполнил. После этого покупатель в претензионном порядке потребовала снизить цену квартиры на 110 000 рублей, что предусмотрено законом «О защите прав потребителей». Но и на это продавец не отреагировал. Тогда женщина организовала проведение независимой экспертизы качества квартиры, на которой присутствовали и представители продавца. В заключении эксперта были перечислены все недостатки и указана сумма — более чем 126 000 рублей, необходимые на их устранение. Покупательница в очередной раз обратилась к продавцу с требованием о снижении цены квартиры на указанную экспертом сумму, но и после получения такого требования продавец не удовлетворил ее претензию в добровольном порядке. После обращения к нам с жалобой на продавца квартиры и просьбой защитить её права и интересы в судебном порядке, в суд было направлено исковое заявление. И он вынес решение в пользу покупательницы, по которому с ответчика взыскано 120 000 рублей в качестве снижения цены квартиры, необходимой для устранения недостатков, 23 000 рублей в виде убытков, понесённых ею на оплату экспертизы, 200 000 рублей неустойки за нарушение срока выполнения её претензионных требований и 5 000 рублей компенсации морального вреда. Кроме того, с ответчика в пользу покупательницы взыскан штраф — более чем 60 000 рублей за отказ от выполнения её претензионных требований в добровольном порядке.
Если верить в себя и закон
В аналогичной ситуации оказалась еще одна жительница областного центра, купившая у другого застройщика 2-комнатную квартиру стоимостью более чем 5 500 000 рублей. Она предполагала, что за эту сумму ей будет продана идеальная квартира. Однако надежды не оправдались, так как в процессе непродолжительного проживания женщина обнаружила, что с потолков осыпалась штукатурка, межкомнатные двери отличались друг от друга по цвету, ламинат на полу уложен без предварительной технологической подготовки, из—за чего листы в местах стыков приподнялись «домиком», стены квартиры по вертикали имели значительные отклонения он нормы, местами были обклеены кусками обоев, вентиляционная система в ванной была установлена с нарушениями строительных норм и правил, как и оконные и балконные рамы. Покупательница неоднократно обращалась к продавцу квартиры с претензиями, требуя устранить недостатки. После того, как продавец демонтировал дверные полотна, чтобы заменить их на другие, а в результате установил двери с еще большим количеством недостатков, женщина решила устранять недостатки самостоятельно. Для этого она организовала проведение независимой экспертизы, чтобы определить стоимость необходимых работ. Эксперт подтвердил все перечисленные недостатки и определил, что сумма для их устранения составляет более чем 240 000 рублей. После этого владелица злополучной квартиры в очередной раз в претензии предложила продавцу в добровольном порядке снизить цену квартиры на указанную сумму. А получив отказ, обратилась к нам.
Не согласившись выплатить потребителю 240 000 рублей в добровольном порядке, по решению суда продавец возвратил ей более чем 800 000 рублей, включая сумму снижения цены за квартиру, неустойку, убытки, компенсацию морального вреда и штраф за отказ от добровольного удовлетворения её законных требований.
Николай БОЙКО, председатель Совета БРО ОО «Всероссийская лигазащ итников потребителей»
Фото из свободных источников