Истребители, на взлет!

Истребители, на взлет!

Ветеран готовил самолеты к бою

> Авиамеханик, ракетчик, связист — такие воинские специальности пришлось освоить Ивану Гордеевичу Губскому в период его воинской службы.

В армию он был призван незадолго до начала войны. К тому времени Иван Горде­евич учился в липецком техникуме, но не успел окончить третий курс. Был направ­лен в Серпухов в военное авиатехническое училище, получил специальность авиаци­онного механика и звание сержанта.

Боевое крещение сержанта произошло на Западном фронте, под Смоленском. Авиамеханик занимался обслуживанием истребителей ЯК-1.

Далее его 161 истребительный авиаци­онный полк был переведен на Северо-За­падный фронт, участвовал в прорыве бло­кады Ленинграда. Потом Иван Гордеевич воевал на Первом и Втором Белорусских фронтах.

— Моим командиром был Тимур Фрун­зе, сын известного военачальника Михаи­ла Фрунзе. У него звание лейтенант тогда было. Он летал на боевые задания, а я ему всегда докладывал: «Товарищ лейтенант, самолет полностью готов». Порой даже по­могал надеть парашют. В январе 1942 года Тимур Фрунзе с командиром звена и веду­щим пары полетели на боевое задание. Они были окружены 15 бомбардировщиками и четырьмя истребителями. Ведущего под­били, Тимур Фрунзе прикрывал поврежден­ный самолет товарища, израсходовал весь боевой комплект. Лейтенант был окружен и расстрелян, — рассказывает о судьбе своего командира Иван Гордеевич.

Война — кровопролитная битва, в кото­рой остаться в живых и принести пользу своим для солдата бывает намного цен­нее славы и наград, считает ветеран. Иван Гордеевич поделился случаем, когда был на волоске от смерти:

— Однажды пехота передала, что бом­бардировщики в нашу сторону полетели. Начальник штаба дал зеленую ракету. Истребители, на взлет! Немцы увидели, где расположены наши самолеты, и нача­ли бомбить. Мой самолет тоже попал под бомбежку. Мы прятались под самолетами, там были щели. И когда был сделан пер­вый заход немецким бомбардировщиком, я поднялся и перебрался в эти щели, а немецкий бомбардировщик пошел на вто­рой круг. После второго круга самолет был сильно поврежден, под ним был осколок. Если бы я тогда, после первого захода, не поменял место, исход оказался бы леталь­ным. Но я остался жив и продолжил ремон­тировать те самолеты, которые еще подле­жали ремонту.

Иван Гордеевич прошел всю войну, встретил День Победы под Берлином. Губ- ский награжден тремя медалями «За бое­вые заслуги», медалями «За оборону Ле­нинграда», «За освобождение Варшавы» и орденом Отечественной войны.

В 1946-м авиамеханик демобилизовал­ся и уехал домой. Он продолжил обучение в Харьковском техникуме электротехниче­ской связи. После окончания получил на­значение в Белгород.

—  Но проходит пять лет, и в 1951 году меня опять призывают — нужны электрики в ракетные войска. А у меня в дипломе на­писано «электротехник», но я же связист! «Ничего. Раз электричество изучал, зна­чит, знаешь», — ответили в военкомате. Я прослужил 17 лет, дослужился до подпол­ковника.

В запас Иван Гордеевич был уволен в 1968 году в должности заместителя на­чальника корпусного узла связи. Потом переехал в Белгород, где продолжил ра­ботать инженером телефонной службы. В 1995 вышел на пенсию.

—  Когда папа уходил на пенсию, началь­ник попросил его остаться, передать опыт молодым коллегам, — поделилась дочь Ивана Гордеевича. — В 80 лет он все еще трудился на даче. Сейчас каждое утро на­чинает с того, что выпивает воду и съедает яблоко, и только затем следует завтрак. Все приемы пищи строго по расписанию. Вот что значит военная дисциплина!

В этом году 12 августа у Ивана Горде­евича Губского юбилей — 95 лет. Спасибо за Победу! С наступающим праздником! И, конечно, сил и здоровья!

Софья КУЗНЕЦОВА

Фото из личного архива Ивана ГУБСКОГО

 

Exit mobile version