Автору панорамы «Огненная дуга» исполнилось бы 90
> Николай Яковлевич Бут родился 21 апреля 1928 года на хуторе Погожа Криница Сумской области. Биография всего того поколения складывалась под знаком войны, хотя воевать и не пришлось: к концу Великой Отечественной ему исполнилось шестнадцать.
Но с гитлеровским «новым порядком» мальчик столкнулся в Таганроге, куда семья перебралась еще в 1934-м, испытал все лишения и ужасы фашистской оккупации, с особой остротой воспринимал доходившие до Таганрога вести с фронтов. Рисовать начал в 13-14 лет. Со школьной скамьи увлекался романтикой минувших войн, страницами борьбы за свободу украинского и русского народов. Вероятно, свою роль сыграли и рассказы отца — участника гражданской войны.
Первой серьезной пробой в выбранном им жанре стала работа над триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648-1654 г.г.» в годы учебы в Ростовском художественном училище (19451949). Учеба в художественных институтах Москвы и Харькова завершилась созданием огромного батального холста, посвященного защитникам Брестской крепости.
Выбор между сценой и мольбертом
Одновременно Николай Бут не только учился рисовать, но и самозабвенно увлекся драматическим искусством, принимая участие в школьных концертах. Увлечение театром было настолько сильным, что, поступая в институт уже после окончания художественного училища, он параллельно сдал экзамены и в театральный вуз, став одновременно студентом Суриковского института и ГИТИСа! Но все-таки выбрал живопись, хотя всегда затруднялся ответить на вопрос почему.
Театральные подмостки опять приблизились к Николаю Буту, уже художнику, спустя шесть лет и вновь поставили его перед выбором. В 1956 году шла подготовка к Московскому Всемирному фестивалю молодежи и студентов. По всей стране проводились конкурсы, в которых участвовали как профессиональные артисты, так и самодеятельные. Студент Харьковского художественного института тоже принял участие в конкурсе чтецов — успешно исполнил отрывки из поэмы Т.Г. Шевченко «Гайдамаки» и Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и занял первое место не только в области и республике, но и прошел на заключительный тур всесоюзного конкурса в столице, завоевав на нем серебряную медаль. Николай Бут был официально приглашен в Киевский академический театр им. Ивана Франко. Но и в этот раз не изменил своему выбору. В это время он как раз завершал свою дипломную работу «Брестская крепость». Она вскоре была защищена и рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Картину заметили, и автор был приглашен в Студию военных художников.
Монументальный размах
Начало работы Николая Яковлевича в студии совпало с атмосферой активных поисков и экспериментов в области монументального искусства. Как раз в это время здесь наметились перемены. Ставились масштабные эксперименты в области монументального искусства. Требовались новые способы изображения войны с её принципиально новыми методами организации ведения боя, выражения огромного подвига советского народа. Поэтому художники искали соответствующие формы художественных решений. Итогом творческих поисков стало применение диорамно-панорам- ного искусства, уже апробированного ранее на опыте Ф.А. Рубо. Художник был включен в творческий коллектив, создающий панораму «Сталинградская битва» (1958-1982), за которую впоследствии был награждён Почетной медалью Советского фонда мира.
Диорама «Огненная дуга» создана творческой группой художников-баталистов орденов Трудового Красного Знамени и Красной Звезды Студии имени М.Б. Грекова: народным художником РСФСР Николаем Бутом (руководителем группы), заслуженными художниками РСФСР Геннадием Се- востьяновым и Виктором Щербаковым, а также художником Михаилом Сычёвым. В основу художественного замысла крупнейшей в Европе диорамы положено танковое
сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года, победа в котором стала переломным рубежом в обороне Курского выступа. Размеры диорамы позволили художникам отобразить общую картину битвы, показать ее размах, накал, воинское мастерство, мужество и массовый героизм танкистов, пехотинцев, артиллеристов, летчиков, бронебойщиков, связистов, медиков и других воинов всех родов войск.
Аджимушкай
Но вся творческая жизнь художника была пронизана одной темой, к которой он постоянно возвращался. Эта тема — военного Аджимушкая. Впервые Николай Яковлевич посетил Керчь в 1960 году, тогда же первый раз спустился в Аджимушкайские каменоломни. За свою жизнь он создал более 150 работ, посвящённых каменоломням, включая этюды к картинам, рисунки и самостоятельные произведения. Цикл картин получил название «Аджимушкай. 1942 год». В Керчи у художника на улице Свердлова была большая мастерская. Сложившийся к 1967 году цикл с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростовена-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи. Временная экспозиция в 1968 году в Керчи стала постоянной в одном из залов историко-археологического музея, включавшего в себя в то время и здание церкви.
7 мая 1985 года, в канун 40-летия Победы, постоянная экспозиция выставки переехала в отдельное здание картинной галереи по улице Театральной, где находится и поныне.
Николая Яковлевича Бута не стало 17 ноября 1989 года. Он истинный художник, сумевший талантливо передать зрителю смысл и символ каждой битвы, изображенной им на полотне. Николай Яковлевич не стал актером, но это была удивительно артистичная натура. Этот артистизм проявился и в творческой манере художника — перевоплощаясь, он жил чувствами и мыслями своих героев, пропуская их через свое сердце. Поэтому, возможно, они так достоверны и так правдивы ситуации, в которых они оказались.
Маргарита ТЕРЁХИНА
Фото из архива универсальной библиотеки