Художник с артистическом манерой

Художник с артистическом манерой

Автору панорамы «Огненная дуга» исполнилось бы 90

> Николай Яковлевич Бут родился 21 апреля 1928 года на хуторе Погожа Криница Сумской области. Биография всего того поколения складывалась под знаком войны, хотя воевать и не пришлось: к концу Великой Отечественной ему исполнилось шестнадцать.

Но с гитлеровским «новым порядком» мальчик столкнулся в Таганроге, куда се­мья перебралась еще в 1934-м, испытал все лишения и ужасы фашистской оккупа­ции, с особой остротой воспринимал до­ходившие до Таганрога вести с фронтов. Рисовать начал в 13-14 лет. Со школьной скамьи увлекался романтикой минувших войн, страницами борьбы за свободу укра­инского и русского народов. Вероятно, свою роль сыграли и рассказы отца — участника гражданской войны.

Первой серьезной пробой в выбран­ном им жанре стала работа над триптихом «Борьба украинского народа за воссоедине­ние с Россией. 1648-1654 г.г.» в годы учебы в Ростовском художественном училище (1945­1949). Учеба в художественных институтах Москвы и Харькова завершилась созданием огромного батального холста, посвященного защитникам Брестской крепости.

Выбор между сценой и мольбертом

Одновременно Николай Бут не только учился рисовать, но и самозабвенно увлек­ся драматическим искусством, принимая участие в школьных концертах. Увлечение театром было настолько сильным, что, по­ступая в институт уже после окончания ху­дожественного училища, он параллельно сдал экзамены и в театральный вуз, став одновременно студентом Суриковского ин­ститута и ГИТИСа! Но все-таки выбрал жи­вопись, хотя всегда затруднялся ответить на вопрос почему.

Театральные подмостки опять прибли­зились к Николаю Буту, уже художнику, спустя шесть лет и вновь поставили его перед выбором. В 1956 году шла подготов­ка к Московскому Всемирному фестивалю молодежи и студентов. По всей стране про­водились конкурсы, в которых участвовали как профессиональные артисты, так и само­деятельные. Студент Харьковского художе­ственного института тоже принял участие в конкурсе чтецов — успешно исполнил отрыв­ки из поэмы Т.Г. Шевченко «Гайдамаки» и Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и занял первое место не только в области и республике, но и прошел на заключительный тур всесоюз­ного конкурса в столице, завоевав на нем серебряную медаль. Николай Бут был офи­циально приглашен в Киевский академиче­ский театр им. Ивана Франко. Но и в этот раз не изменил своему выбору. В это время он как раз завершал свою дипломную рабо­ту «Брестская крепость». Она вскоре была защищена и рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Картину заметили, и автор был приглашен в Студию военных художников.

Монументальный размах

Начало работы Николая Яковлевича в студии совпало с атмосферой активных поисков и экспериментов в области мону­ментального искусства. Как раз в это вре­мя здесь наметились перемены. Ставились масштабные эксперименты в области мону­ментального искусства. Требовались новые способы изображения войны с её принци­пиально новыми методами организации ведения боя, выражения огромного подви­га советского народа. Поэтому художники искали соответствующие формы художе­ственных решений. Итогом творческих по­исков стало применение диорамно-панорам- ного искусства, уже апробированного ранее на опыте Ф.А. Рубо. Художник был включен в творческий коллектив, создающий панора­му «Сталинградская битва» (1958-1982), за которую впоследствии был награждён По­четной медалью Советского фонда мира.

Диорама «Огненная дуга» создана твор­ческой группой художников-баталистов ор­денов Трудового Красного Знамени и Крас­ной Звезды Студии имени М.Б. Грекова: народным художником РСФСР Николаем Бутом (руководителем группы), заслужен­ными художниками РСФСР Геннадием Се- востьяновым и Виктором Щербаковым, а также художником Михаилом Сычёвым. В основу художественного замысла крупней­шей в Европе диорамы положено танковое
сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года, победа в котором стала переломным рубежом в обороне Курского выступа. Раз­меры диорамы позволили художникам ото­бразить общую картину битвы, показать ее размах, накал, воинское мастерство, му­жество и массовый героизм танкистов, пе­хотинцев, артиллеристов, летчиков, бро­небойщиков, связистов, медиков и других воинов всех родов войск.

Аджимушкай

Но вся творческая жизнь художника была пронизана одной темой, к которой он по­стоянно возвращался. Эта тема — военного Аджимушкая. Впервые Николай Яковлевич посетил Керчь в 1960 году, тогда же первый раз спустился в Аджимушкайские каме­ноломни. За свою жизнь он создал более 150 работ, посвящённых каменоломням, включая этюды к картинам, рисунки и са­мостоятельные произведения. Цикл картин получил название «Аджимушкай. 1942 год». В Керчи у художника на улице Свердлова была большая мастерская. Сложившийся к 1967 году цикл с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Сева­стополе, Симферополе, Одессе, Ростове­на-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи. Временная экспозиция в 1968 году в Керчи стала постоянной в одном из залов истори­ко-археологического музея, включавшего в себя в то время и здание церкви.

7 мая 1985 года, в канун 40-летия Побе­ды, постоянная экспозиция выставки пере­ехала в отдельное здание картинной гале­реи по улице Театральной, где находится и поныне.

Николая Яковлевича Бута не стало 17 ноября 1989 года. Он истинный художник, сумевший талантливо передать зрителю смысл и символ каждой битвы, изображен­ной им на полотне. Николай Яковлевич не стал актером, но это была удивительно артистичная натура. Этот артистизм про­явился и в творческой манере художни­ка — перевоплощаясь, он жил чувствами и мыслями своих героев, пропуская их через свое сердце. Поэтому, возможно, они так достоверны и так правдивы ситуации, в ко­торых они оказались.

Маргарита ТЕРЁХИНА

Фото из архива универсальной библиотеки

 

 

 

 

Exit mobile version