Ликвидатор аварии на Чернобыльской атомной электростанции рассказывает, как шла работа по устранению последствий трагедии
32 года назад, 26 апреля 1986 года, на территории современной Украины, тогда Украинской сСр, произошла страшная катастрофа. В результате взрыва был разрушен четвёртый энергоблок ЧАЭС. В окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. В ликвидации последствий чернобыльского взрыва участвовало 45 полков гражданской обороны со всего СССР. Всего больше 600 тысяч человек, из них 360 тысяч — жители России.
Геннадий Авилов, председатель Белгородской региональной общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль», был одним из участников операции по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Геннадий Владимирович был призван в армию в 1985 году. Службу проходил в мотострелковом полку Таманской дивизии. Ликвидировать последствия аварии в Чернобыле 20-летний белгородец вызвался добровольно и в мае 1986 года в должности командира БТР отправился в командировку.
— Я слышал истории, — говорит Геннадий Авилов, — якобы людей заставляли туда ехать. Я сам вызвался — хотелось и помочь людям, и доказать себе, чего я стою. Родителям о том, куда меня отправили, не сообщил — пожалел мать, боялся, что эта новость подкосит ее здоровье.
Вместе с ним в Чернобыль направили три человека. Сначала они приехали в Москву, где на заводе модифицировали БТРы — сверху поставили второй корпус, промежуток между корпусами заполнили металлом, тонкие смотровые стекла заменили на тяжелые, с высоким содержанием свинца.
На территорию Чернобыля они прибыли 26 июня. Палаточный городок, где проживали ликвидаторы, стоял в восьми километрах от города Припять. Оказалось, что работать на своем БТР он не может — в Припяти для этого необходимо было иметь офицерское звание, поэтому Авилов срочно переобучился на оператора инженерной машины разграждения (ИМР).
— Перед нами стояла задача — снять верхний слой радиоактивного грунта около блока и машинного зала, — рассказывает Геннадий Владимирович, — погрузить в контейнеры и вывезти в могильники.
Очищенную таким образом землю сразу заливали бетоном — почва здесь показывала излучение около 200 рентген.
— Замеры производили каждый день, — говорит Геннадий Авилов, — и на территории ЧАЭС и в палаточном лагере. Мы работали в защитной форме и в ватномарлевых повязках — все меры защиты . Считалось, что морская капуста, точнее содержащийся в ней йод, способствует выведению из организма радионуклидов, нам ее давали в большом количестве. Но многие отказывались, а я капусту очень любил, съедал по несколько порций. Кто знает, может, это спасло мое здоровье.
В военном билете ликвидатора написано, что он получил максимально допустимую дозу облучения — 25 рентген. Он вернулся в Таманскую дивизию в октябре, проработав в Чернобыле три месяца, и продолжил службу. После демобилизации попал в больницу с признаками лучевой болезни I-й степени, но после курса лечения ему стало лучше.
Оказавшись на «гражданке», вернулся в педколледж, год работал в школе лаборантом физико-математического кабинета. Всегда стремился поддерживать тех,
кто потерял здоровье на ликвидации той аварии, но честно признается, что это дается ему нелегко. Льготы ликвидаторам ввели спустя пять лет после аварии, и с тех пор они постоянно урезались. До тех пор, пока чернобыльцев не приравняли к инвалидам по общему заболеванию.
— Не хватает лекарств, путевок на санаторно-курортное лечение, — говорит Геннадий Владимирович, — очереди в госпиталь растянулись на годы вперёд.
Побывать в Припяти, посмотреть, как там обстоят дела, ликвидатор не хочет.
— Это был мой долг, я его выполнил, — говорит Геннадий Авилов. — Тяжко даже вспоминать, с теми, кто служил со мной, я не поддерживал связь, знаю — многих уже нет в живых. Есть, конечно, веселые воспоминания: однажды подъехали на машине, смотрим, застрявший водитель «КАМаЗа» пинает машину — он о помощи попросил, а в ответ тишина. Он злится, а мы смеемся — он беспилотник пинал, там водителя не было. Но горестных, тяжелых больше.
Тысячи военнослужащих, отправившихся в Чернобыль, знали, что они или не вернутся совсем или придут калеками. Найдутся ли добровольцы, повторись эта история сейчас? Неизвестно. Поэтому особенно важно в этот день вспомнить тех, кто положил свое здоровье и жизнь, спасая мир от последствий той катастрофы. Вспомнить, сказать им «спасибо» и взять их поступок за пример чести, смелости, любви к Родине и своему народу.
Екатерина ТИШИНА
Фото автора