Исследователь третьего магнитного полюса

Вдохновение - взаимное

13 апреля — 140 лет со дня рождения Петра Петровича Лазарева

В каждой стране наука обычно развивается по-своему, идет излюбленными путями. Надо бережно хранить и широко культивировать те направления, которые стали национальным достоянием страны и привели к славным победам в науке, — так любил говорить Петр Петрович Лазарев своим многочисленным ученикам, когда после научных докладов или закрытия заседания коллоквиума надолго затягивались споры молодых ученых.

Руководствуясь именно этим принципом, выбирал свой путь в науке сам Петр Петрович, выдающийся со­ветский ученый, отдавший все свое богатое дарование родине. Одним из первых заметил и оценил талант мо­лодого исследователя выдающийся ученый И.П. Пав­лов. В одном из писем к Лазареву он отмечал в юноше «в высшей степени выгодную в научном отношении воз­можность». Интересно проследить, как создавалась эта возможность, как сложился его творческий облик в науке, какими путями пришел он к своим замечательным откры­тиям в области физики, био- и геофизики.

Разносторонние интересы

Среди густой зелени московских садов, окаймляющих переулки Красной Пресни, 13 апреля 1878 года в семье геодезиста Петра Дмитриевича Лазарева родился стар­ший сын Петр. Через семь лет семья Лазаревых перееха­ла в служебную квартиру на Покровский бульвар, а когда Пете исполнилось десять лет, он поступил в четвертую московскую гимназию на Покровке. Мальчик учился с увлечением, особенно его интересовали физика и мате­матика. Самостоятельно, помимо школьных занятий, он занимался дополнительно, причем изучал высшую мате­матику, не входившую в программу гимназии, химию по Д.И. Менделееву, разделы физики. Выбрав профессию врача, еще в гимназии он готовился к изучению физио­логии, а по ее окончании осенью 1896 года поступил на медицинский факультет Московского университета. С тех пор он был постоянно связан с ним.

Победила физика

Сдавая все экзамены с отличием, молодой ученый всё же чувствовал большую склонность к точным нау­кам. Так, на третьем курсе, слушая курс лекций В.И. Вер­надского по минералогии, он совершенно самостоятель­но провел интересное исследование в области геоме­трии многогранников. Это свое фактически первое на­учное исследование Лазарев опубликовал только через 38 лет, посвятив академику В.И. Вернадскому, в связи с пятидесятилетием его научной и педагогической дея­тельности.

В 1901 году он получил степень «лекаря с отличием», и осенью того же года поступил на физико-математический факультет. В течение двух лет прошел всю программу и сдал экзамены экстерном. В 1903 году защитил степень доктора медицины, и был избран на должность ассистен­та клиники болезней уха, горла, носа при Московском университете. Сферой его интересов в это время была физиология органов чувств.

В 1903 году Петр Петрович начал посещать коллокви­ум создателя первой в России научной физической шко­лы, физика-экспериментатора П.Н. Лебедева. В том же году он был командирован за границу, где работал в ла­боратории профессора Брауна в Страсбурге, приступив там к диссертации на степень доктора физики.

В 1907 году в качестве приват-доцента Московского университета он стал работать в университетской лабо­ратории П.Н. Лебедева, читая «Вводный курс физики», а также курсы «Фотохимия» и «Биофизика». В 1911 году защитил магистерскую диссертацию «О скачке темпера­туры при теплопроводности на границе твёрдого тела и газа», в которой показал, что скачок распространяется на длину свободного пробега молекулы.

Покинув в 1911 году в знак протеста против реакцион­ных действий министра народного просвещения Л. Кас- со Московский университет, П. Лазарев стал работать в университете имени А.Л. Шанявского. В 1912 году в Варшавском университете защитил диссертацию на сте­пень доктора физики по теме «Выцветание пигментов в видимом спектре. Опыт изучения основных законов хи­мического действия света», в которой доказал пропор­циональность химического эффекта количеству погло­щаемой энергии. В 1912 году Петр Петрович становится профессором.

На благо медицины

В 1917-м он возглавил первый в России научно-исс­ледовательский физический институт. Вскоре после Ок­тябрьской революции П. Лазарев начал активную обще­ственную деятельность: руководил комиссией по улучше­нию быта учёных врачей, стал членом Центральной ко­миссии по улучшению быта учёных, принимал активное участие в организации московского Дома ученых, зани­мался установкой рентгеновских кабинетов для больных и раненых Красной армии.

С 1917 года он заведовал физической лабораторией Высшей школы военной маскировки Красной армии, ор­ганизованной Лебедевым на базе исследовательского физического института, директором которого он оставал­ся и после революции. Здесь под его руководством был проведён ряд исследований, касающихся деятельности органов чувств в военных условиях, изучались спектры отражения ряда цветных объектов, и было дано научное основание для выбора защитных цветов.

По предложению народного комиссара здравоохра­нения Н.А Семашко, Петр Петрович взял на себя общее руководство рентгеновской, электромедицинской и фото­биологической секциями Наркомздрава, провёл в них огромную научно-техническую работу. Созданные им рентгеновские учреждения были прекрасно оборудованы и пользовались большим авторитетом. Когда понадоби­лось подвергнуть рентгеновскому исследованию забо­левшего В. И. Ленина, это было сделано в рентгеновском кабинете лаборатории П. Лазарева.

Первый на Курской аномалии

В 1918 году Петр Петрович организовал и возглавил крупномасштабный геофизический проект по исследова­нию Курской магнитной аномалии (КМА). Возможность
нахождения в Центральной России громадных железо­рудных богатств доказал профессор Э. Лейст. Карты ано­малии, выполненные Лейстом, оказались в Германии, и советскому правительству было предложено их выкупить за солидную сумму. Но Лазарев взялся возобновить их с затратой меньших средств. Для изучения Курской магнит­ной аномалии была создана специальная комиссия, кото­рую возглавил именно он. В невероятно трудных услови­ях хозяйственной разрухи и гражданской войны начались изучения КМА. Под руководством Лазарева его ближай­шим помощником Н.К. Щодро впервые была организова­на специальная лаборатория для испытания магнитных свойств керна, извлекаемого из буровой скважины. Этим было положено начало разносторонним исследованиям в области геофизики.

В 1920 году была создана особая комиссия по из­учению и исследованию Курской магнитной аномалии. Ее председателем стал И.М. Губкин, а заместителем — П.П. Лазарев. Вместе с другими сотрудниками этой комиссии Петр Петрович не раз приезжал в Старый Оскол, где находилось территориальное управление ко­миссии. И сегодня сохранилось здание, в котором рабо­тали ученые. Имя академика Лазарева присвоено улице в городе Губкине.

В опале

В 1919-1931 годах П.П. Лазарев — директор органи­зованного по его инициативе и при его активном уча­стии Института физики и биофизики Наркомздрава — пер­вого в России научно-исследовательского учреждения по физике и биофизике. В январе 1929 года ученый вы­звал неудовольствие представителей советской власти, выступив против переизбрания коммунистов, провален­ных на выборах в действительные члены Академии наук СССР. Серия доносов на Лазарева последовала после его лекции, в которой он указал на ошибку Энгельса, невзирая на то, что в той же аудитории он говорил об очень интересных, по его мнению, мыслях, изложенных в «Диалектике природы». Особое внимание ГПУ вызы­вала его колоссальная переписка с зарубежными учё­ными.

В результате Петр Петрович был арестован в Москве у себя дома в ночь на 5 марта 1931 года. Приказом по Наркомздраву от 16 мая он был снят с директорских должностей и лишён кафедры. Институт физики и био­физики был передан в ведение Высшего совета народ­ного хозяйства и превращён в химический «Институт спецзаданий». Все научные сотрудники института Лаза­рева были уволены, всё богатейшее научное оборудо­вание исчезло.

В сентябре 1931 года его выпустили из тюрьмы и от­правили в ссылку в Свердловск. Из тюрьмы Петр Петро­вич вышел с подорванным здоровьем — его мучили при­ступы эпилепсии. В Свердловске ученый читал лекции в геологоразведочном институте и в институте проф­заболеваний, работал над приложениями биофизики к медицине. Перед освобождением он прочитал в ГПУ свою последнюю закрытую лекцию «Начало и конец Вселенной».

Ученый вернулся в столицу в конце февраля 1932 года. «Очень я счастлив, что его вернули, — записал в дневнике Вернадский, — не академическая власть хлопо­тала, а Мензбир и товарищи, и ученики. Вавиловы отка­зались подписать. Шло через Молотова». Но опальным Лазарев оставался до конца жизни.

Незадолго до ареста ему предложили возглавить кафедру физики земли геофизического отделения Мо­сковского геологоразведочного института, о чём был подготовлен соответствующий приказ. После возвра­щения из ссылки в Москву Петр Петрович вернулся в этот институт — в качестве профессора кафедры фи­зики.

В годы Великой Отечественной войны биофизическая лаборатория Академии наук СССР, руководимая П.П. Ла­заревым, была эвакуирована из Москвы в Алма-Ату. Здесь 23 апреля 1942 года он скончался от рака желуд­ка — тяжёлой, постепенно подтачивавшей его организм болезни. Смерть наступила внезапно от метастазов в мозг. Тело ученого было позже перевезено в Москву и по­гребено на Новодевичьем кладбище.

Велико значение научного наследия, оставленного Петром Петровичем Лазаревым. Общее количество его работ превышает 500. Крепкий фундамент был им заложен в биологической физике, в общей физике и в сопредельных областях науки. Самой же яркой страницей в его биографии являются годы работы по изучению месторождений Курской магнитной аномалии.

Маргарита ТЕРЁХИНА

 

 

Exit mobile version