Георгий Власенко: «Бог любит людей»

Георгий Власенко: «Бог любит людей»

История и традиции главного христианского праздника

> Восьмого апреля Православная церковь празднует светлое Воскресение Христово. В чем суть этого праздника, когда нужно ездить на кладбище и становится ли больше верующих людей, «НБ» рассказал протоиерей, клирик Преображенского кафедрального собора Георгий Власенко.

Георгий Власенко: «Бог любит людей»

— Отец Георгий, почему именно Пасха является самым главным христианским праздником? Да­вайте еще раз вернемся к библей­ской истории и расскажем о Вос­кресении Иисуса Христа.

— Пасха является исконным центром христианской жизни. Это не просто собы­тие, это смысл человеческого существо­вания, когда верующие во Христа люди стараются идти к Богу, борясь со злом и грехом. Мы знаем о Воскресении Христо­вом из четырех Евангелие, из апостоль­ских посланий, но есть и другие истори­ческие источники. В книге, изданной Сре­тенским монастырем под названием «Не­познанный мир веры», один из советских академиков рассказывает о людях, ко­торые своими глазами видели факт Вос­кресения Христа. Так, сириец Эйшу, лич­ный врач Понтия Пилата, автор трудов по медицине, по поручению прокуратора с вечера накануне Воскресения находил­ся вблизи гроба, он же был свидетелем погребения Христа. Зная о пророчествах относительно Воскресения Христа, Эйшу и его помощники интересовались этим в первую очередь с беспристрастной точки зрения естествоиспытателей. В ночь под Воскресение они бодрствовали по очере­ди и сами видели, как он воскрес. Знаем мы об этом и от казначея Си­недриона Миферканта, который написал сочинение о правителях Палестины и опи­сал в нем событие Воскресения Христова, увиденного собственными глазами.

— Что означает само слово «Пас­ха»?

— «Пасха» переводится как «исход». Это слово заимствовано от иудейского народа, который в день Пасхи празднует свой вы­ход из Египта, тот день, когда господь их через пророка Моисея избавил от рабства. Мы же, православные, празднуем исход из- под власти смерти, греха и зла.

— А почему у католиков главным праздником является Рождество Христово, то есть рождение Хри­ста, а у православных — Пасха, его Воскресение?

— Дело в том, что православное Рожде­ство Христово так и называют — «Зимняя пасха». Что Рождество, что Воскресение говорят в первую очередь о том, как Бог относится к людям. Бог любит людей и сделал все для того, чтобы возродиться и спасти их. Но выбор во многом за нами. Почему католики празднуют именно Рож­дество? Я думаю, здесь дело не только в католической традиции, а скорее в госу­дарственной. У них на государственном уровне больше празднуется Рождество, чем Пасха. Для православных же Пасха — самый древний и важный праздник бого­служебного года. Воскресение Христово — первая действительная победа жизни над смертью.

— Когда правильно ездить на клад­бище? В сам день Пасхи или все- таки на Красную горку, в следую- щее воскресенье?

— Традиция ездить на кладбище в Пас­ху пошла из недалеких советских времен, когда людям запрещалось ходить в хра­мы. Я сам застал те времена, когда ми­лиция, дружинники и учителя стояли на порогах храмов и буквально никого не пу­скали — ни детей, ни молодежь. А религи­озное чувство у народа было и его нельзя сломить ничем. Поэтому люди и ездили на кладбище. Когда «правильно» или «не­правильно» ездить на кладбище, гово­рить неверно. В православии нет каких-то строгих запретов. Грех не в том, что вы поедете туда не в тот день. А в том, что люди, вместо того, чтобы поделиться пас­хальной радостью со своими близкими, перешагнувшими порог смерти, начинают там объедаться и употреблять алкоголь. А это уже грех. Это недостойное поведе­ние поминать таким образом. «Поминки» в православном понимании — это когда люди берут продукты и раздают другим как ми­лостыню. Многие православные люди хо­дят на кладбище и на Красную горку, и на Радоницу. Если человек хочет помянуть родственников — никто ему не запрещает, он может ездить на кладбище когда хочет, в любой день. Меня часто спрашивают прихожане: «А что делать, если все мои родственники в Пасху едут на кладбище, а я православный и я не хочу, не могу, а они обижаются». Я всегда этим людям гово­рю: «Пускай лучше будет мир между близ­кими, посидите, вспомните об умерших, поговорите, помолитесь». Самое главное, чтобы все проходило достойно.

— Отец Георгий, скажите, с годами люди становятся более образо­ванными в вопросах религии, уве­личивается ли число прихожан?

— Я служу уже двадцать с половиной лет. И вы знаете, число более образован­ных в вопросах религии людей становится с каждым годом все больше. Во-первых, благодаря тому, что появилось много ду­ховной литературы, которую люди изуча­ют. Только в нашем Преображенском ка­федральном соборе есть курсы катехи­зации (воскресная школа для взрослых). Во-вторых, меня как священника радует то, что в последнее время становится все больше молодежи в храмах. Они действи­тельно стараются вести христианскую жизнь, молятся, исповедуются, причаща­ются, борются со страстями. Это хорошая тенденция. Дай Бог, чтобы она развива­лась. Но я хочу подчеркнуть, что церковь всегда выступала за качество, а не за ко­личество. Потому что у нас много людей, которые говорят, что они верят в Бога, и на этом все. В Бога верит и сатана тоже. Одно дело признавать, что Бог есть, но все-таки быть верующим — это другое. На­до понимать, что «верующий» происходит от слова «верность». То есть верующий — этот тот, кто учится быть верным Богу. Че­ловек не должен обязательно соблюдать все каноны и ходить в церковь. В право­славии нет слова «должен». Человек че­рез христианскую жизнь учится любить Бога. Посмотрите, сколько людей прихо­дит в храм. Почему? Потому что они что- то для себя поняли и любят Бога.

Беседовала Мария СКОКОВА

Фото автора