Семейный портрет в интерьере

Семейный портрет в интерьере

Сцены из театральной жизни в двух частях с прологом и эпилогом

Пролог

Ведущий актер, а ныне и главный режиссер Белгородского драмтеа- тра имени М.С. Щепкина, заслужен­ный артист России Виталий Бгавин родился 27 марта в Международный день театра. И это событие, как оказалось, сыграло немаловажную роль в его судьбе. Но об этом по за­конам жанра чуть позже. Или все же начнем с начала?

Часть первая.

Виталий Бгавин и его жена Оксана, также ведущая актриса белгородской драмы и тоже заслуженная артистка России, родом из города Балаково Са­ратовской области. Впрочем, местом рождения Виталия значится город Не- винномысск. Но прожил он там всего два месяца, после чего родители вер­нулись на берега Волги. И нужно было случиться двадцать седьмому марта, чтобы он встретил Оксану. Хотя все на­чиналось немного не так.

Виталий: — Я готовился отмечать день рождения. Мама на кухне слушала радио. И вдруг говорит мне: «Оказывается, сегодня день театра. Ты симпатичный, высокий, по­шел бы тоже в театральный кружок что ли. Там, наверняка, девчонки хорошие есть». И последние слова запали мне в душу. Я ска­зал другу: «Пошли с девчонками знакомить­ся». Нас приняли, мы там были нарасхват. Скоро стали знаменитостями местными. Это при том, что в Балаково тогда профес­сионального театра не было. Там же позна­комился с Оксаной, начали встречаться.

Потом Виталий поступил в Саратов­скую консерваторию на театральный факультет. А Оксана стала учиться в Московском коммерческом универси­тете. Но любовь к театру пересилила, и она тоже оказалась в Саратовском теа­тральном вузе.

Оксана: — У меня был очень крутой педагог — Римма Ивановна Белякова. У нас в театре много ее учеников. Виталий Стариков, Вероника Васильева, Валерия Ерошенко. Когда мы заканчивали учиться, то поехали в Курск с дипломным спекта­клем. Тогда были такие театральные яр­марки, приезжали руководители театров и приглашали понравившихся выпускников. Меня пригласили в Брянск и Белгород. В Брянске разговор был конкретным: даем однокомнатную квартиру. Я сказала: а у меня муж. В ответ: берем и мужа.

Виталий: — Мы побывали в Брянске. Выдалось свободное время, и Оксана го­ворит: меня и в Белгород приглашали, по­чему бы не съездить и в Белгород? Сели на поезд, приехали в Белгород. Заходим в театр, нас провели к Виктору Ивановичу Слободчуку. Он нас чуть ли не обнимает, потом куда-то потащил. Мы как были с по­езда, в кедах, неумытые, входим в облад­министрацию. Заводит в какой-то кабинет и сходу: вот, смотрите, какие орлы ко мне приехали, а вы мне квартиры не даете. Под это дело он, похоже, три квартиры вы­бил! Потом говорит: вы договор в Брянске подписали? Ерунда. Дипломы с собой?Оформляем. И сразу ключи от одноком­натной квартиры… Так и стали работать в Белгороде.

— Давайте на время вернемся к Са­ратову. Это удивительно театральный город. Табаков, Янковский, Миронов… Это только навскидку. В чем причина?

Бгавины: — Там очень театральная сре­да. Много театров. Государственных, му­ниципальных. Во время войны московские театры эвакуировались туда, работали ве­ликие актеры, которые дали такой толчок. Еще здорово, когда в городе есть ТЮЗ. Люди приучаются к искусству с детства.

— В таком случае не жалеете о Саратове?

Бгавины: — Нет. В 90-е годы (а при­ехали мы сюда в 1995 году) Белгород — и город, и театр — развивались значительно более динамично. И еще: уже тогда здесь заботились о людях. Друзья в Саратове — ведущие актеры, заслуженные артисты, до сих пор живут в общежитии, двух детей там вырастили. О чем еще говорить?

Антракт

В семейной жизни двух актеров Бга- вины видят только положительные стороны. Общие проблемы, всегда есть о чем поговорить, что обсу­дить. В оценке творчества ред­ко проявляется объективность и трудно доверять кому-либо, осо­бенно из своей среды. А тут все предельно честно и откровенно. У Виталия и Оксаны две дочки — 18 и 8 лет. Старшая учится на первом курсе БелГУ, младшая ходит в пер­вый класс. Через два месяца после вторых родов Оксана уже играла на сцене.

Часть вторая

В Белгородском драмтеатре моло­дых актеров сразу же стараются за­грузить работой, дать серьезные роли. Какие же из первых ролей стали запо­минающимися для Бгавиных?

Виталий: — У Виктора Ивановича Сло- бодчука убеждение такое, что надо давать
дорогу молодым. В том же Саратове мож­но 15 лет быть подающим надежды. Мне дали роль Генриха VIII в спектакле «Коро­левские игры». Спектакль ставил режис­сер Феликс Берман, который очень любил актера Владимира Подмогильного и хотел доверить роль ему. Но Слободчук сказал: нет, давай молодого. Я вроде и репетиро­вал неплохо, но чувствовал отношение к себе, как к чужому человеку. Были какие- то претензии, что, говорю, к примеру, не так. Я даже голос сорвал, что для меня довольно странно. Но в любом случае, первый такой серьезный спектакль, такая роль — это был бесценный опыт.

Оксана: — Каждая роль — любимая. Ино­гда сразу не понравится, а зрители за­ставляют поверить, что сыграла хорошо. Но больше всего запомнилась работа с режиссером Михаилом Мокеевым. Это была роль Катерины в «Грозе». Спектакль со сложной судьбой, но для меня он очень дорог.

Виталий Бгавин теперь и главный режиссер театра. Выражаясь спортив­ной терминологией — играющий тренер. Как он оценивает свою новую роль?

Виталий: — В главные не рвался. Но Слободчук сказал: ты мне нужен в этой роли. В свое время, кстати, когда я посту­пал на заочное отделение режиссерского факультета Щукинского училища, он был не в восторге от этой идеи. Я как раз играл Тибальда в «Ромео и Джульетте», и он говорил, вот выпустим спектакль, тогда и сдавай экзамены. В итоге я поехал по­ступать только на следующий год. Сей­час я, скажем так, отвечаю за творческую атмосферу в театре. И все же, больше я актер. Как главный пока поставил только новогоднюю сказку. Сейчас репетирую французскую комедию «Ужин дураков». Покажем ее на закрытии сезона.

А Оксана, кроме актерской работы, занимается и педагогической. В минув­шем году она выпустила свой первый актерский курс в Белгородском инсти­туте искусств и культуры.

Оксана: — Наступило, наконец, время, когда в Белгороде создается своя теа­
тральная школа. А курс у меня был уди­вительный. Две девочки играют в нашем театре, одна — в Воронежском камерном театре, у мальчика состоялась премьера в Новосибирске. В Питере на фестивале ди­пломных работ мы взяли четыре лауреат­ства. А ведь изначально были вне себя от счастья, что только пригласили. Так что, не зря мы за это дело взялись.

Жизнь актерская отличается сдви­нутым распорядком дня. И я поинтере­совался, как складывается типичный день.

Бгавины: — Обычно в 10 часов репети­ция. После часа дня свободен. Если вече­ром есть спектакль, то в 16.30 надо быть в театре. Дома около десяти вечера. Но это необязательно. Бывает с утра до вечера занят, бывают периоды простоя. С режис­сером Семеном Спиваком репетировали до 10-11 вечера, Валерий Белякович, ког­да ставил «На дне», проводил репетиции после спектаклей. Иногда уходили из теа­тра в час ночи.

И все же театр — это всегда весе­ло, необычно и рука об руку живет в этих стенах: и великое, и трагическое, и смешное. Вот мне, например, всегда интересно, как актеры запоминают та­кие большие тексты.

Виталий: — Ничего страшного, спек­такль долго репетируется, постепенно за­поминаешь все реплики. Хуже, когда актер заболел или уволился, а тебя срочно вво­дят в спектакль. Тогда приходится учить, как в школе. Хотя был у нас в театре слу­чай, когда мы только начинали работать. Однажды один маститый актер, то ли от волнения, то ли по другой причине, полно­стью забыл роль. И весь спектакль шел под подсказки из-за кулис. Хотя то, что за­был роль — это реально страшный сон ар­тиста, такое нередко снится. Еще говорят, раньше бывало, что актер мог выйти на сцену нетрезвым. Но мы те времена прак­тически не застали.

Оксана: — Давайте лучше о смешном. Как-то на новогодний детский спектакль у нас в театре не пришел актер. Роль принца маленькая, но важная. Попросили сыграть ее осветителя. У него несколь­ко фраз, но он их забыл. По пьесе принц должен спросить Белоснежку: «Как тебя зовут?». Актриса шепотом подсказывает: «Как тебя зовут?», а он в ответ — Саша.

Эпилог

Фамилия Бгавины для белгородского театрального сообщества стала уже в определенной мере знаковой. Поклонники Мельпомены выучили ее и не путаются в произношении. А вот происхождение ее вызывает во­просы. Оказывается, дед Виталия носил фамилию Бравин. А потом ме­трика потерлась на сгибе, буква «р» превратилась в «г» и при дальней­шем оформлении документов его записали Бгавиным. Виталий при­знается, что была мысль вернуть родовую фамилию, но остановило то, что кому-то в ней могут по­слышаться крики «браво». А почему, собственно, и нет?

Автор пьесы и постановки Андрей ЮДИН

Фото с официального сайта БГАДТ им. М.С. Щепкина

 

 

Exit mobile version