Сцены из театральной жизни в двух частях с прологом и эпилогом
Пролог
Ведущий актер, а ныне и главный режиссер Белгородского драмтеа- тра имени М.С. Щепкина, заслуженный артист России Виталий Бгавин родился 27 марта в Международный день театра. И это событие, как оказалось, сыграло немаловажную роль в его судьбе. Но об этом по законам жанра чуть позже. Или все же начнем с начала?
Часть первая.
Виталий Бгавин и его жена Оксана, также ведущая актриса белгородской драмы и тоже заслуженная артистка России, родом из города Балаково Саратовской области. Впрочем, местом рождения Виталия значится город Не- винномысск. Но прожил он там всего два месяца, после чего родители вернулись на берега Волги. И нужно было случиться двадцать седьмому марта, чтобы он встретил Оксану. Хотя все начиналось немного не так.
Виталий: — Я готовился отмечать день рождения. Мама на кухне слушала радио. И вдруг говорит мне: «Оказывается, сегодня день театра. Ты симпатичный, высокий, пошел бы тоже в театральный кружок что ли. Там, наверняка, девчонки хорошие есть». И последние слова запали мне в душу. Я сказал другу: «Пошли с девчонками знакомиться». Нас приняли, мы там были нарасхват. Скоро стали знаменитостями местными. Это при том, что в Балаково тогда профессионального театра не было. Там же познакомился с Оксаной, начали встречаться.
Потом Виталий поступил в Саратовскую консерваторию на театральный факультет. А Оксана стала учиться в Московском коммерческом университете. Но любовь к театру пересилила, и она тоже оказалась в Саратовском театральном вузе.
Оксана: — У меня был очень крутой педагог — Римма Ивановна Белякова. У нас в театре много ее учеников. Виталий Стариков, Вероника Васильева, Валерия Ерошенко. Когда мы заканчивали учиться, то поехали в Курск с дипломным спектаклем. Тогда были такие театральные ярмарки, приезжали руководители театров и приглашали понравившихся выпускников. Меня пригласили в Брянск и Белгород. В Брянске разговор был конкретным: даем однокомнатную квартиру. Я сказала: а у меня муж. В ответ: берем и мужа.
Виталий: — Мы побывали в Брянске. Выдалось свободное время, и Оксана говорит: меня и в Белгород приглашали, почему бы не съездить и в Белгород? Сели на поезд, приехали в Белгород. Заходим в театр, нас провели к Виктору Ивановичу Слободчуку. Он нас чуть ли не обнимает, потом куда-то потащил. Мы как были с поезда, в кедах, неумытые, входим в обладминистрацию. Заводит в какой-то кабинет и сходу: вот, смотрите, какие орлы ко мне приехали, а вы мне квартиры не даете. Под это дело он, похоже, три квартиры выбил! Потом говорит: вы договор в Брянске подписали? Ерунда. Дипломы с собой?Оформляем. И сразу ключи от однокомнатной квартиры… Так и стали работать в Белгороде.
— Давайте на время вернемся к Саратову. Это удивительно театральный город. Табаков, Янковский, Миронов… Это только навскидку. В чем причина?
Бгавины: — Там очень театральная среда. Много театров. Государственных, муниципальных. Во время войны московские театры эвакуировались туда, работали великие актеры, которые дали такой толчок. Еще здорово, когда в городе есть ТЮЗ. Люди приучаются к искусству с детства.
— В таком случае не жалеете о Саратове?
Бгавины: — Нет. В 90-е годы (а приехали мы сюда в 1995 году) Белгород — и город, и театр — развивались значительно более динамично. И еще: уже тогда здесь заботились о людях. Друзья в Саратове — ведущие актеры, заслуженные артисты, до сих пор живут в общежитии, двух детей там вырастили. О чем еще говорить?
Антракт
В семейной жизни двух актеров Бга- вины видят только положительные стороны. Общие проблемы, всегда есть о чем поговорить, что обсудить. В оценке творчества редко проявляется объективность и трудно доверять кому-либо, особенно из своей среды. А тут все предельно честно и откровенно. У Виталия и Оксаны две дочки — 18 и 8 лет. Старшая учится на первом курсе БелГУ, младшая ходит в первый класс. Через два месяца после вторых родов Оксана уже играла на сцене.
Часть вторая
В Белгородском драмтеатре молодых актеров сразу же стараются загрузить работой, дать серьезные роли. Какие же из первых ролей стали запоминающимися для Бгавиных?
Виталий: — У Виктора Ивановича Сло- бодчука убеждение такое, что надо давать
дорогу молодым. В том же Саратове можно 15 лет быть подающим надежды. Мне дали роль Генриха VIII в спектакле «Королевские игры». Спектакль ставил режиссер Феликс Берман, который очень любил актера Владимира Подмогильного и хотел доверить роль ему. Но Слободчук сказал: нет, давай молодого. Я вроде и репетировал неплохо, но чувствовал отношение к себе, как к чужому человеку. Были какие- то претензии, что, говорю, к примеру, не так. Я даже голос сорвал, что для меня довольно странно. Но в любом случае, первый такой серьезный спектакль, такая роль — это был бесценный опыт.
Оксана: — Каждая роль — любимая. Иногда сразу не понравится, а зрители заставляют поверить, что сыграла хорошо. Но больше всего запомнилась работа с режиссером Михаилом Мокеевым. Это была роль Катерины в «Грозе». Спектакль со сложной судьбой, но для меня он очень дорог.
Виталий Бгавин теперь и главный режиссер театра. Выражаясь спортивной терминологией — играющий тренер. Как он оценивает свою новую роль?
Виталий: — В главные не рвался. Но Слободчук сказал: ты мне нужен в этой роли. В свое время, кстати, когда я поступал на заочное отделение режиссерского факультета Щукинского училища, он был не в восторге от этой идеи. Я как раз играл Тибальда в «Ромео и Джульетте», и он говорил, вот выпустим спектакль, тогда и сдавай экзамены. В итоге я поехал поступать только на следующий год. Сейчас я, скажем так, отвечаю за творческую атмосферу в театре. И все же, больше я актер. Как главный пока поставил только новогоднюю сказку. Сейчас репетирую французскую комедию «Ужин дураков». Покажем ее на закрытии сезона.
А Оксана, кроме актерской работы, занимается и педагогической. В минувшем году она выпустила свой первый актерский курс в Белгородском институте искусств и культуры.
Оксана: — Наступило, наконец, время, когда в Белгороде создается своя теа
тральная школа. А курс у меня был удивительный. Две девочки играют в нашем театре, одна — в Воронежском камерном театре, у мальчика состоялась премьера в Новосибирске. В Питере на фестивале дипломных работ мы взяли четыре лауреатства. А ведь изначально были вне себя от счастья, что только пригласили. Так что, не зря мы за это дело взялись.
Жизнь актерская отличается сдвинутым распорядком дня. И я поинтересовался, как складывается типичный день.
Бгавины: — Обычно в 10 часов репетиция. После часа дня свободен. Если вечером есть спектакль, то в 16.30 надо быть в театре. Дома около десяти вечера. Но это необязательно. Бывает с утра до вечера занят, бывают периоды простоя. С режиссером Семеном Спиваком репетировали до 10-11 вечера, Валерий Белякович, когда ставил «На дне», проводил репетиции после спектаклей. Иногда уходили из театра в час ночи.
И все же театр — это всегда весело, необычно и рука об руку живет в этих стенах: и великое, и трагическое, и смешное. Вот мне, например, всегда интересно, как актеры запоминают такие большие тексты.
Виталий: — Ничего страшного, спектакль долго репетируется, постепенно запоминаешь все реплики. Хуже, когда актер заболел или уволился, а тебя срочно вводят в спектакль. Тогда приходится учить, как в школе. Хотя был у нас в театре случай, когда мы только начинали работать. Однажды один маститый актер, то ли от волнения, то ли по другой причине, полностью забыл роль. И весь спектакль шел под подсказки из-за кулис. Хотя то, что забыл роль — это реально страшный сон артиста, такое нередко снится. Еще говорят, раньше бывало, что актер мог выйти на сцену нетрезвым. Но мы те времена практически не застали.
Оксана: — Давайте лучше о смешном. Как-то на новогодний детский спектакль у нас в театре не пришел актер. Роль принца маленькая, но важная. Попросили сыграть ее осветителя. У него несколько фраз, но он их забыл. По пьесе принц должен спросить Белоснежку: «Как тебя зовут?». Актриса шепотом подсказывает: «Как тебя зовут?», а он в ответ — Саша.
Эпилог
Фамилия Бгавины для белгородского театрального сообщества стала уже в определенной мере знаковой. Поклонники Мельпомены выучили ее и не путаются в произношении. А вот происхождение ее вызывает вопросы. Оказывается, дед Виталия носил фамилию Бравин. А потом метрика потерлась на сгибе, буква «р» превратилась в «г» и при дальнейшем оформлении документов его записали Бгавиным. Виталий признается, что была мысль вернуть родовую фамилию, но остановило то, что кому-то в ней могут послышаться крики «браво». А почему, собственно, и нет?
Автор пьесы и постановки Андрей ЮДИН
Фото с официального сайта БГАДТ им. М.С. Щепкина