Российская Жорж Санд

Российская Жорж Санд

Российская Жорж Санд

Имена Белгородчины

К 195-летию со дня рождения Надежды Кохановской

Белогорье литературное насчитывает не один десяток ярких имен, но женских среди нихединицы. Пожалуй, самое значительное из нихимя Надежды Степановны Кохановской (настоящая фамилияСоханская). Талантливый прозаик, драматург, публицист, фольклорист XIX века. О ней и ее творчестве писали, восхищаясь задушевностью слога, великие современники П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, Н.А. Добролюбов, а М.Е. СалтыковЩедрин даже назвал ее «российской Жорж Санд». 1 марта исполнилось 195 лет со дня её рождения.

Любовь к чтению с детства

Она родилась в 1823 году в обеднев­шей дворянской семье на хуторе Весёлый (ныне село Фощеватое) Корочанского уез­да Курской губернии. Детство Нади про­шло в окружении первозданной природы, возле меловых гор и обильных источни­ков. Усадьба тонула в садах и красивых кустарниках, в семье любили цветы.

Отец — кавалерийский ротмистр Степан Павлович Соханский рано умер, оставив жену и троих детей в очень стесненных обстоятельствах. Глядя на старшего бра­та, будущая писательница рано научилась читать, пристрастилась к книгам, и по ее собственным воспоминаниям, «знала наи­зусть тысячи стихов». Раннее детское чте­ние развило у Надежды любовь к истории, тонкое чувство слова, стремление к твор­честву.

На десятом году жизни мать при боль­ших хлопотах устроила ее в Харьковский институт благородных девиц, где небога­той девочке из провинции было тяжело и невесело. Однако это не помешало ей окончить институт с золотым шифром, то есть с отличием. За шесть лет учебы де­вушка познакомилась с книгами Пушкина, Гоголя, Жуковского, Вяземского, успела перечитать сотни французских романов и мечтала сочинять сама.

Проба пера

После окончания института Надежда почти безвыездно жила в Харьковской гу­бернии, на хуторе Макаровка — в имении отца. В отличие от Весёлого, утопавшего в зелени, здесь не было никакого цветущего сада — только чёрствая земля вокруг, по которой ветер гонял клубки сухой травы, а вдали виднелся древний сторожевой кур­ган.

Именно там она начала писать. Семья очень нуждалась — настолько, что не хва­тало даже бумаги, и свои произведения она записывала на обороте старых рот­ных донесений отца.

Первой своей повестью «Майор Смагин», неожиданно сразу опубликованной в журнале «Сын Отечества» за 1844 год, автор осталась довольна (хотя она и не получила никакого гонорара), потому что её «Смагин» «если не лучше» читанных ею повестей, то «не очень и хуже поло­вины из них».

Окрылённая успехом, она создаёт еще пять повестей, однако ни одна из них не увидела свет, и даже рукописей не со­хранилось. Тем не менее, Надежда про­должала писать, и в 1846 году отправила ректору Петербургского университета и издателю знаменитого журнала «Совре­менник» П.А. Плетнёву повесть «Графи­ня Д.».

Повесть Плетнёв не одобрил — она была написана в несимпатичном ему сти­ле французской беллетристики, но заме­тил в девушке несомненный талант и всту­пил с ней в оживлённую переписку. Вскоре по его совету Надежда Степановна нача­ла писать автобиографию: в течение двух лет целые тетради паковались в пакеты и отсылались почтой из ближайшего к Мака-ровке городка Изюма в Санкт-Петербург.

Плетнёв был в восторге от написанно­го, в письме к поэту В.А. Жуковскому дал такой отзыв: «…эта автобиография, по моему признанию, есть лучшее, что толь­ко явилось у нас оригинального в послед­ние пять лет. Тут исчерпаны все роды кра­соты и все оттенки русской жизни».

Маститый поэт принял участие в судь­бе талантливой девушки. Начиная с 1848 года ее повести печатаются в столичных изданиях «Отечественные записки», «Со­временник», «Санкт-Петербургские ведо­мости» и других. Её проза удивительно колоритна, посвящена жизни мелкопо­местного дворянства, понятна и близка читателям, потому что рассказывает о них самих.

Но материальное положение молодой писательницы было трудное. Как писала она впоследствии, «проходил год иногда, а мне не на что было сшить и одного сит­цевого платья, и я за своими литературны­ми писульками сидела в слезах, не имея копейки за душой, чтобы переписать их и отправить на почту». В это время заболел, а затем и умер брат. Болезнь подкосила мать, а затем и саму Надежду («я совсем умирала»). Но как только ей становится легче, литературные интересы вновь бе­рут своё.

Талант редкий

до степени странности

Повесть «Гайка», писавшаяся в это вре­мя, вышла только в 1856 году. Здесь впер­вые повесть Соханской была подписана псевдонимом «Кохановская», который с этих пор Надежда Степановна ставила под всеми своими литературными произ­ведениями. Псевдоним, как разъясняет писательница в хронике «Семейная па­мять», она выбрала не случайно. Именно такую фамилию получил от своего покро­вителя, князя Константина Острожского, её предок по материнской линии, который был его любимым ординарцем.

Это было первое произведение Коха­новской, обратившее на себя серьезное внимание критики. Рецензент из «Сына Отечества» даже задавался вопросом: «Действительно ли автор «Гайки» женщи­на, как это обыкновенно случается, когда под женским именем является произведе­ние, обнаруживающее необыкновенный поэтический талант… Если автор «Гайки» женщина, то — одаренная талантом не­обыкновенным и редким в женщине до степени странности».

Одна за другой в журналах «Русский вестник», «День», «Отечественные за­писки», «Русь» появляются ее повести «После обеда в гостях», «Кирилл Петров и Настасья Дмитрова», народная комедия «Слава Богу, что мужик лапотку сплёл». Одна из пьес — комедия «Кража невесты» была поставлена в 1874 году на сцене Ма­лого театра — не каждому литератору из провинции выпадает такая честь!

Прозе Кохановской давали высокую оценку такие корифеи русской словес­ности, как Салтыков-Щедрин, Писарев, Герцен, Лесков, Тургенев, Достоевский. Кроме публикаций в журналах, было выпу­щено и собрание ее сочинений в несколь­ких томах. Книги нашей землячки издава­ло одно из самых престижных издательств России — издательство А.С. Суворина.

Особо интересна повесть «Старина» (1861), написанная с русской теплотой, откровенностью и гордостью за свои сла­вянские корни. Книга, имеющая подзаго­ловок «Семейная память», — настоящий кладезь сведений и исторических фактов из жизни нашего края. Кохановская осве­щает не только XIX век, но и рисует сце­ны, приводит любопытные факты времен царствования Петра I и Екатерины II. В книге прекрасно показан труд и быт наших земляков.

Верность родине малой

Надежда Степановна всегда проявляла живейший интерес к фольклору. В родных местах она записала около ста народных песен, которые позже были опубликованы в «Воронежской беседе» и «Русской бесе­де». Можно отметить, что она была пер­вой женщиной, проявившей себя в таком качестве.

Деньги, накопленные в основном от гонораров за журнальные публикации, по­зволили Кохановской в 1862 году впервые выбраться с её глухого хутора в северную столицу. В Санкт-Петербурге она встре­тилась со многими известными литерато­рами, была представлена императорской семье. По свидетельству биографов, «по­лучила приглашение ко двору в качестве преподавательницы русской литературы для царских детей, но отказалась ради возможности писать, из привязанности к родному краю и матери».

В родном краю Надежда Степановна про­жила до самой смерти 3 декабря 1884 года.

В память о Надежде Кохановской её имя присвоено Корочанской центральной районной библиотеке.

Ксения БЕЛОУСЕНКО

фото ИЗ свободных ИСТОЧНИКОВ

Exit mobile version