Имена Белгородчины
К 195-летию со дня рождения Надежды Кохановской
Белогорье литературное насчитывает не один десяток ярких имен, но женских среди них —единицы. Пожалуй, самое значительное из них — имя Надежды Степановны Кохановской (настоящая фамилия — Соханская). Талантливый прозаик, драматург, публицист, фольклорист XIX века. О ней и ее творчестве писали, восхищаясь задушевностью слога, великие современники П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, Н.А. Добролюбов, а М.Е. Салтыков—Щедрин даже назвал ее «российской Жорж Санд». 1 марта исполнилось 195 лет со дня её рождения.
Любовь к чтению с детства
Она родилась в 1823 году в обедневшей дворянской семье на хуторе Весёлый (ныне село Фощеватое) Корочанского уезда Курской губернии. Детство Нади прошло в окружении первозданной природы, возле меловых гор и обильных источников. Усадьба тонула в садах и красивых кустарниках, в семье любили цветы.
Отец — кавалерийский ротмистр Степан Павлович Соханский рано умер, оставив жену и троих детей в очень стесненных обстоятельствах. Глядя на старшего брата, будущая писательница рано научилась читать, пристрастилась к книгам, и по ее собственным воспоминаниям, «знала наизусть тысячи стихов». Раннее детское чтение развило у Надежды любовь к истории, тонкое чувство слова, стремление к творчеству.
На десятом году жизни мать при больших хлопотах устроила ее в Харьковский институт благородных девиц, где небогатой девочке из провинции было тяжело и невесело. Однако это не помешало ей окончить институт с золотым шифром, то есть с отличием. За шесть лет учебы девушка познакомилась с книгами Пушкина, Гоголя, Жуковского, Вяземского, успела перечитать сотни французских романов и мечтала сочинять сама.
Проба пера
После окончания института Надежда почти безвыездно жила в Харьковской губернии, на хуторе Макаровка — в имении отца. В отличие от Весёлого, утопавшего в зелени, здесь не было никакого цветущего сада — только чёрствая земля вокруг, по которой ветер гонял клубки сухой травы, а вдали виднелся древний сторожевой курган.
Именно там она начала писать. Семья очень нуждалась — настолько, что не хватало даже бумаги, и свои произведения она записывала на обороте старых ротных донесений отца.
Первой своей повестью «Майор Смагин», неожиданно сразу опубликованной в журнале «Сын Отечества» за 1844 год, автор осталась довольна (хотя она и не получила никакого гонорара), потому что её «Смагин» «если не лучше» читанных ею повестей, то «не очень и хуже половины из них».
Окрылённая успехом, она создаёт еще пять повестей, однако ни одна из них не увидела свет, и даже рукописей не сохранилось. Тем не менее, Надежда продолжала писать, и в 1846 году отправила ректору Петербургского университета и издателю знаменитого журнала «Современник» П.А. Плетнёву повесть «Графиня Д.».
Повесть Плетнёв не одобрил — она была написана в несимпатичном ему стиле французской беллетристики, но заметил в девушке несомненный талант и вступил с ней в оживлённую переписку. Вскоре по его совету Надежда Степановна начала писать автобиографию: в течение двух лет целые тетради паковались в пакеты и отсылались почтой из ближайшего к Мака-ровке городка Изюма в Санкт-Петербург.
Плетнёв был в восторге от написанного, в письме к поэту В.А. Жуковскому дал такой отзыв: «…эта автобиография, по моему признанию, есть лучшее, что только явилось у нас оригинального в последние пять лет. Тут исчерпаны все роды красоты и все оттенки русской жизни».
Маститый поэт принял участие в судьбе талантливой девушки. Начиная с 1848 года ее повести печатаются в столичных изданиях «Отечественные записки», «Современник», «Санкт-Петербургские ведомости» и других. Её проза удивительно колоритна, посвящена жизни мелкопоместного дворянства, понятна и близка читателям, потому что рассказывает о них самих.
Но материальное положение молодой писательницы было трудное. Как писала она впоследствии, «проходил год иногда, а мне не на что было сшить и одного ситцевого платья, и я за своими литературными писульками сидела в слезах, не имея копейки за душой, чтобы переписать их и отправить на почту». В это время заболел, а затем и умер брат. Болезнь подкосила мать, а затем и саму Надежду («я совсем умирала»). Но как только ей становится легче, литературные интересы вновь берут своё.
Талант редкий
до степени странности
Повесть «Гайка», писавшаяся в это время, вышла только в 1856 году. Здесь впервые повесть Соханской была подписана псевдонимом «Кохановская», который с этих пор Надежда Степановна ставила под всеми своими литературными произведениями. Псевдоним, как разъясняет писательница в хронике «Семейная память», она выбрала не случайно. Именно такую фамилию получил от своего покровителя, князя Константина Острожского, её предок по материнской линии, который был его любимым ординарцем.
Это было первое произведение Кохановской, обратившее на себя серьезное внимание критики. Рецензент из «Сына Отечества» даже задавался вопросом: «Действительно ли автор «Гайки» женщина, как это обыкновенно случается, когда под женским именем является произведение, обнаруживающее необыкновенный поэтический талант… Если автор «Гайки» женщина, то — одаренная талантом необыкновенным и редким в женщине до степени странности».
Одна за другой в журналах «Русский вестник», «День», «Отечественные записки», «Русь» появляются ее повести «После обеда в гостях», «Кирилл Петров и Настасья Дмитрова», народная комедия «Слава Богу, что мужик лапотку сплёл». Одна из пьес — комедия «Кража невесты» была поставлена в 1874 году на сцене Малого театра — не каждому литератору из провинции выпадает такая честь!
Прозе Кохановской давали высокую оценку такие корифеи русской словесности, как Салтыков-Щедрин, Писарев, Герцен, Лесков, Тургенев, Достоевский. Кроме публикаций в журналах, было выпущено и собрание ее сочинений в нескольких томах. Книги нашей землячки издавало одно из самых престижных издательств России — издательство А.С. Суворина.
Особо интересна повесть «Старина» (1861), написанная с русской теплотой, откровенностью и гордостью за свои славянские корни. Книга, имеющая подзаголовок «Семейная память», — настоящий кладезь сведений и исторических фактов из жизни нашего края. Кохановская освещает не только XIX век, но и рисует сцены, приводит любопытные факты времен царствования Петра I и Екатерины II. В книге прекрасно показан труд и быт наших земляков.
Верность родине малой
Надежда Степановна всегда проявляла живейший интерес к фольклору. В родных местах она записала около ста народных песен, которые позже были опубликованы в «Воронежской беседе» и «Русской беседе». Можно отметить, что она была первой женщиной, проявившей себя в таком качестве.
Деньги, накопленные в основном от гонораров за журнальные публикации, позволили Кохановской в 1862 году впервые выбраться с её глухого хутора в северную столицу. В Санкт-Петербурге она встретилась со многими известными литераторами, была представлена императорской семье. По свидетельству биографов, «получила приглашение ко двору в качестве преподавательницы русской литературы для царских детей, но отказалась ради возможности писать, из привязанности к родному краю и матери».
В родном краю Надежда Степановна прожила до самой смерти 3 декабря 1884 года.
В память о Надежде Кохановской её имя присвоено Корочанской центральной районной библиотеке.
Ксения БЕЛОУСЕНКО
фото ИЗ свободных ИСТОЧНИКОВ