Беседа с поэтом о том, зачем существует поэзия
> 21 марта отмечается Всемирный день поэзии. По количеству поэтов, стихов и любителей этого жанра Россия, наверняка, находится впереди планеты всей. По крайней мере, так было еще совсем недавно. Сейчас тиражи поэтических сборников упали, поэты больше не собирают стадионы и Дворцы спорта. Но это не значит, что талантов стало меньше. Новые рифмы и строки рождаются в молодых сердцах и просятся наружу. А иногда находят отклик и одобрение на самом высоком уровне. Так, молодой белгородский поэт Максим Бессонов получил похвалу Президента России Владимира Путина. Именно за поэтическое творчество. С этого эпизода мы и начали нашу беседу с Максимом.
— Это было на форуме «Таврида» в 2016 году. Из участников смены молодых писателей, поэтов и критиков отобрали самых активных и, наверно, талантливых. Выяснилось, что форум посетит Владимир Владимирович. Нам выделили шатер, где мы ему читали стихи. Президент послушал и сказал, что наше время, по его мнению, похоже на время «шестидесятников». Отозвался о нас положительно. Москвичам выделили по итогам встречи помещение, которое они назвали «Есенин-центр», ну, а я вернулся домой с впечатлениями об этой встрече.
— Расскажи, когда ты начал писать стихи?
— В 12 лет, если это можно назвать стихами. Но с тех пор ничего не сохранилось, хотя, может, это и к лучшему. Это были не стихи даже, а подражания Цою, другим рок-музыкантам. Потом, когда я учился в Белгороде, в 25-м лицее, то попал в очень хорошую творческую среду. Кто-то писал музыку, кто-то стихи. Устраивали в общежитии музыкально-поэтические вечера. В одиннадцатом классе я уже получал президентскую стипендию. Целых 30 тысяч рублей. Тогда понял, что стоит продолжать.
— Ты уже выпустил две книги. В наше время это не так легко. Как это тебе удалось?
— Первая книга «Душа в разрезе» была издана в издательстве «Константа» еще в 2009 году. До этого я ходил в литстудии. Сначала к Владимиру Молчанову, потом к Людмиле Брагиной. Был известен в своем кругу. А после встретился с Татьяной Дубининой, и она вдохновилась моими стихами так, что сказала: надо издаваться. Нашла людей, которые помогли. Это олимпийская чемпионка Светлана Хоркина, глава Яковлевского района Иван Бойченко. И книга вышла в свет. А со второй получилось интереснее. В 2013 году, когда еще можно было ездить в Харьков, я выиграл в этом городе Славянскую поэтическую премию. И мне дали приличную сумму в гривнах. Я ее зачем-то привез в Белгород, где долго не мог обменять. В итоге сделать это все же удалось, и значительную часть этих денег я потратил на издание второй книги «Ргозрение». Тираж ее вместе с дополнительным составил 700 экземпляров, и сейчас он весь разошелся, у меня остался только один экземпляр.
— Давай поговорим о том, как рождаются стихи. Что дает толчок для рождения поэтических строк?
— Вопрос хороший. Самому хотелось бы знать на него ответ. Строчки, ритм, музыка стиха… они могут появиться совсем неожиданно, в любом месте. Потом записываю, когда появляется такая возможность. И даю недельку отлежаться. После правлю. Иногда много, иногда ничего. Искусственно такое состояние не вызовешь. Само приходит.
— Востребована ли сейчас поэзия? Многим ли людям она сегодня нужна?
— Я поездил по стране, побывал на форуме молодых поэтов в Подмосковье. Там, конечно, у людей достаточно высокий уровень. Но вообще-то, пишут все, кому не лень. Другой вопрос — вопрос качества. Есть достойные имена. Но читающих меньше, чем пишущих. И эти достойные имена востребованы и известны в достаточно узкой среде. С другой стороны, поэт сегодня свободен и он может выражать свои мысли. И это очень хорошо. Поэты ведь были и есть в обществе всегда. А еще надо понимать, что на поэзии сегодня денег не заработаешь. Если хочешь заработать, то в литературной среде к этому отношение как к какой-то попсе. Это считается ширпотребом и не очень, скажем мягко, одобряется.
— Ты работаешь учителем русского языка и литературы в школе? Это помогает в творчестве или мешает?
— Работа меня организует. По всем параметрам — и в быту, и в жизни, и в творчестве. В нашей стране нужно работать, я считаю. А еще, особенно в старших классах, на уроках литературы всегда нахожу 3-5 минут, чтобы почитать школьникам современную хорошую поэзию. И ребята выходят в жизнь, зная, что есть не только быт, но существуют и поэзия, и творчество. И это очень важно. И для них, и для меня. Потому что есть надежда, что зерна падают в благодатную почву.
— В Белгороде, насколько я знаю, поэтическая жизнь достаточно активная. Среди молодежи, например, популярны поэтические слэмы…
— Слэмы — это, скажем так, окололитература. Да, когда они появились в 20092010 годах, это была единственная площадка, где можно было выступить, стать известным опять же в узких кругах.
— А литературные студии? Какова их роль?
— Я уже говорил, что ходил в студию «Слово», потом «Младость». Но в итоге принял решение, что надо создавать что- то новое, более рабочее, конструктивное. Меня в этом поддержал известный белгородский поэт Виталий Волобуев. Теперь мы встречаемся в областной библиотеке два раза в месяц. За неделю до этого на страничке в соцсетях вывешиваем предмет обсуждения, чтобы все могли ознакомиться и прийти подготовленными к разговору. Студия действует второй год, и люди приходят к нам с удовольствием.
— Кого из белгородских поэтов ты считаешь наиболее интересными? Чье имя для тебя значимо?
— Хотел бы сказать, что возвращение в город, пусть и не по своей воле, Станислава Александровича Минакова — событие для литературной жизни нашего города. Из старшего поколения выделю Наталью Дроздову, Светлану Кошарную, из молодых — Настю Кинаш и Николая Давыдова. Но главное то, что люди пишут.
— А что такое, вообще, на твой взгляд, поэзия?
— Внутреннее состояние. Или состояние души, как угодно. Необходимость высказаться именно в такой форме. От внешних факторов тут немного зависит. Даже не знаю — радость это или наказание. Но поэты существуют, и они не могут не писать. Так было раньше, так будет, надеюсь, всегда.
Беседовал Андрей ЮДИН
Фото Бориса ЕЧИНА
Справка «НБ»:
Максим Бессонов родился в 1988 году в поселке Красногвардейское (ныне г. Бирюч). Закончил белгородский лицей № 25, филологический факультет БелГУ. Работает учителем русского языка и литературы в средней школе №1 пос. Северный. Автор двух поэтических сборников.
приходят без предупрежденья, не разуваясь, входят в дом,
(но здесь не место преступленья, я жив-здоров да и потом — вот кот лежит клубком у миски, и чайник, закипев, сопит), меня не спросят о прописке, но, оглядев нехитрый быт, посмотрят с явною тоскою в глаза мои и скажут мне: ты знаешь, что это такое, когда один сидишь во тьме и не поймёшь, откуда столько бессвязных мыслей — так живи, как будто в жизни мало толку, как будто нет её, любви.
…и всё-таки не понимаю, я искренне не верю им, когда слова подобны лаю на караван, плывущий в дым.
Максим БЕССОНОВ (авторская орфография и пунктуация сохранены)