Радость и наказание

Радость и наказание

Беседа с поэтом о том, зачем существует поэзия

> 21 марта отмечается Всемирный день поэзии. По количеству поэтов, стихов и любителей этого жанра Россия, наверняка, находится впереди планеты всей. По крайней мере, так было еще совсем недавно. Сейчас тиражи поэтических сборников упали, поэты больше не собирают стадионы и Дворцы спорта. Но это не значит, что талантов стало меньше. Новые рифмы и строки рождаются в молодых сердцах и просятся наружу. А иногда находят отклик и одобрение на самом высоком уровне. Так, молодой белгородский поэт Максим Бессонов получил похвалу Президента России Владимира Путина. Именно за поэтическое творчество. С этого эпизода мы и начали нашу беседу с Максимом.

—  Это было на форуме «Таврида» в 2016 году. Из участников смены молодых писателей, поэтов и критиков отобрали самых активных и, наверно, талантливых. Выяснилось, что форум посетит Влади­мир Владимирович. Нам выделили ша­тер, где мы ему читали стихи. Президент послушал и сказал, что наше время, по его мнению, похоже на время «шести­десятников». Отозвался о нас положи­тельно. Москвичам выделили по итогам встречи помещение, которое они назвали «Есенин-центр», ну, а я вернулся домой с впечатлениями об этой встрече.

—  Расскажи, когда ты начал писать стихи?

—  В 12 лет, если это можно назвать сти­хами. Но с тех пор ничего не сохрани­лось, хотя, может, это и к лучшему. Это были не стихи даже, а подражания Цою, другим рок-музыкантам. Потом, когда я учился в Белгороде, в 25-м лицее, то по­пал в очень хорошую творческую среду. Кто-то писал музыку, кто-то стихи. Устра­ивали в общежитии музыкально-поэти­ческие вечера. В одиннадцатом классе я уже получал президентскую стипендию. Целых 30 тысяч рублей. Тогда понял, что стоит продолжать.

—  Ты уже выпустил две книги. В наше время это не так легко. Как это тебе удалось?

—  Первая книга «Душа в разрезе» была издана в издательстве «Константа» еще в 2009 году. До этого я ходил в литстудии. Сначала к Владимиру Молчанову, потом к Людмиле Брагиной. Был известен в своем кругу. А после встретился с Татьяной Дубининой, и она вдохновилась моими стихами так, что сказала: надо издавать­ся. Нашла людей, которые помогли. Это олимпийская чемпионка Светлана Хор­кина, глава Яковлевского района Иван Бойченко. И книга вышла в свет. А со вто­рой получилось интереснее. В 2013 году, когда еще можно было ездить в Харьков, я выиграл в этом городе Славянскую поэ­тическую премию. И мне дали приличную сумму в гривнах. Я ее зачем-то привез в Белгород, где долго не мог обменять. В итоге сделать это все же удалось, и зна­чительную часть этих денег я потратил на издание второй книги «Ргозрение». Тираж ее вместе с дополнительным со­ставил 700 экземпляров, и сейчас он весь разошелся, у меня остался только один экземпляр.

—   Давай поговорим о том, как рож­даются стихи. Что дает толчок для рождения поэтических строк?

—   Вопрос хороший. Самому хотелось бы знать на него ответ. Строчки, ритм, му­зыка стиха… они могут появиться совсем неожиданно, в любом месте. Потом запи­сываю, когда появляется такая возмож­ность. И даю недельку отлежаться. После правлю. Иногда много, иногда ничего. Ис­кусственно такое состояние не вызовешь. Само приходит.

—   Востребована ли сейчас поэзия? Многим ли людям она сегодня нужна?

—   Я поездил по стране, побывал на форуме молодых поэтов в Подмосковье. Там, конечно, у людей достаточно высо­кий уровень. Но вообще-то, пишут все, ко­му не лень. Другой вопрос — вопрос каче­ства. Есть достойные имена. Но читающих меньше, чем пишущих. И эти достойные имена востребованы и известны в доста­точно узкой среде. С другой стороны, поэт сегодня свободен и он может выражать свои мысли. И это очень хорошо. Поэты ведь были и есть в обществе всегда. А еще надо понимать, что на поэзии сегодня денег не заработаешь. Если хочешь зара­ботать, то в литературной среде к этому отношение как к какой-то попсе. Это счи­тается ширпотребом и не очень, скажем мягко, одобряется.

—   Ты работаешь учителем русского языка и литературы в школе? Это помогает в творчестве или мешает?

—   Работа меня организует. По всем па­раметрам — и в быту, и в жизни, и в твор­честве. В нашей стране нужно работать, я считаю. А еще, особенно в старших клас­сах, на уроках литературы всегда нахожу 3-5 минут, чтобы почитать школьникам современную хорошую поэзию. И ребята выходят в жизнь, зная, что есть не толь­ко быт, но существуют и поэзия, и твор­чество. И это очень важно. И для них, и для меня. Потому что есть надежда, что зерна падают в благодатную почву.

—   В Белгороде, насколько я знаю, поэтическая жизнь достаточно ак­тивная. Среди молодежи, например, популярны поэтические слэмы…

—   Слэмы — это, скажем так, окололите­ратура. Да, когда они появились в 2009­2010 годах, это была единственная пло­щадка, где можно было выступить, стать известным опять же в узких кругах.

—   А литературные студии? Какова их роль?

—   Я уже говорил, что ходил в студию «Слово», потом «Младость». Но в итоге принял решение, что надо создавать что- то новое, более рабочее, конструктивное. Меня в этом поддержал известный белго­родский поэт Виталий Волобуев. Теперь мы встречаемся в областной библиотеке два раза в месяц. За неделю до этого на страничке в соцсетях вывешиваем пред­мет обсуждения, чтобы все могли озна­комиться и прийти подготовленными к разговору. Студия действует второй год, и люди приходят к нам с удовольствием.

—   Кого из белгородских поэтов ты считаешь наиболее интересными? Чье имя для тебя значимо?

—   Хотел бы сказать, что возвращение в город, пусть и не по своей воле, Ста­нислава Александровича Минакова — со­бытие для литературной жизни нашего города. Из старшего поколения выделю Наталью Дроздову, Светлану Кошарную, из молодых — Настю Кинаш и Николая Да­выдова. Но главное то, что люди пишут.

—   А что такое, вообще, на твой взгляд, поэзия?

—   Внутреннее состояние. Или состояние души, как угодно. Необходимость выска­заться именно в такой форме. От внешних факторов тут немного зависит. Даже не знаю — радость это или наказание. Но поэты существуют, и они не могут не писать. Так было раньше, так будет, надеюсь, всегда.

Беседовал Андрей ЮДИН

Фото Бориса ЕЧИНА

Справка «НБ»:

Максим Бессонов родился в 1988 году в поселке Красногвардейское (ныне г. Бирюч). Закончил белгородский лицей № 25, филологический факультет БелГУ. Работает учителем русского языка и литературы в средней школе №1 пос. Северный. Автор двух поэтических сборников. 

приходят без предупрежденья, не разуваясь, входят в дом,

(но здесь не место преступленья, я жив-здоров да и потом — вот кот лежит клубком у миски, и чайник, закипев, сопит), меня не спросят о прописке, но, оглядев нехитрый быт, посмотрят с явною тоскою в глаза мои и скажут мне: ты знаешь, что это такое, когда один сидишь во тьме и не поймёшь, откуда столько бессвязных мыслей — так живи, как будто в жизни мало толку, как будто нет её, любви.

…и всё-таки не понимаю, я искренне не верю им, когда слова подобны лаю на караван, плывущий в дым.

Максим БЕССОНОВ (авторская орфография и пунктуация сохранены) 

Exit mobile version