Соблюдение избирательного законодательства — залог честных выборов
> Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства выполняет функцию одной из гарантий прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
Под юридической ответственностью (как мерой государственного принуждения) понимается возложение уполномоченными органами на лицо, допустившее нарушение правовых норм, обязанности претерпеть установленные законодательством неблагоприятные последствия.
При этом необходимо учитывать, что юридическая ответственность наступает за совершение правонарушения, устанавливается государством и всегда связана с применением к правонарушителям санкций правовых норм уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, связана с наступлением для правонарушителя негативных (отрицательных) последствий, выражающихся в ограничении или лишении его определенных прав, реализуется в установленной законодательством процессуальной форме.
Нарушения законодательства о выборах могут повлечь наступление следующих видов юридической ответственности:
Конституционно-правовая ответственность находит свое практическое воплощение в применении к субъектам, виновным в совершении нарушений норм избирательного законодательства, санкций, предусмотренных конституционным законодательством. Указанные санкции носят специфический характер и содержатся в том числе в следующих федеральных законах: Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Субъекты конституционно-правовой ответственности — это участники избирательного процесса (специальные субъекты), в том числе:
Примером мер конституционно-правовой ответственности (санкций) могут служить: отказ в регистрации кандидата, отмена решения о регистрации кандидата, отмена решения комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, расформирование избирательной комиссии, приостановление выпуска средства массовой информации.
Основания и порядок привлечения к административной ответственности определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Привлечение лица к административной ответственности не исключает возможности одновременного привлечения его и к конституционно-правовой ответственности.
Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения — противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние — такое действие или бездействие, которое нарушает нормы законодательства о выборах и других федеральных законов.
Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица, а также лица, замещающие определенные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссиях, организациях, независимо от формы собственности. Физические лица могут быть привлечены к административной ответственности только по достижению ими 16-летнего возраста.
В качестве юридических лиц, на которых может быть возложена административная ответственность за нарушение законодательства о выборах, выступают, например: организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий, избирательные объединения, полиграфические организации и др.
КоАП РФ содержит составы административных правонарушений, к ответственности за совершение которых могут быть привлечены только кандидаты на выборные должности, уполномоченные представители избирательных объединений, в том числе и по финансовым вопросам, а также различные должностные лица государственных, муниципальных органов, иных органов и организаций, государственные и муниципальные служащие.
За административно наказуемые нарушения законодательства о выборах нарушители подвергаются штрафу, налагаемому в судебном порядке. Административный штраф выражается в разовом взыскании твердо установленной денежной суммы в доход государства.
В некоторых случаях штрафные санкции за нарушения избирательного законодательства применяются в совокупности с такой мерой административного наказания, как конфискация предмета правонарушения (например, при нарушениях порядка ведения агитационной деятельности).
Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, содержатся в главе 5 Особенной части КоАП РФ.
Административные правонарушения можно классифицировать по определенным группам: нарушения, связанные с
осуществлением деятельности избирательных комиссий, нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного процесса, нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах, нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании, нарушения правил голосования и установления результатов выборов.
Следует иметь в виду, что административная ответственность за некоторые правонарушения, связанные с выборами, установленная КоАП РФ, наступает только в том случае, если в действиях правонарушителя не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния. Речь идет о таких правонарушениях, как: подкуп избирателей, использование кандидатом, иными лицами при финансировании избирательной кампании денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, подделка подписей избирателей и др. Материалы по правонарушениям такого рода направляются в Следственный комитет РФ для проверки на предмет наличия или отсутствия в действиях правонарушителей признаков преступления.
Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав.
В отличие от конституционно-правовой и административной ответственности уголовную ответственность несут только физические лица, то есть граждане и должностные лица.
Уголовную ответственность за совершение отдельных преступлений несут только специальные субъекты: например, член избирательной комиссии, кандидат, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам. Совершение таких деяний другими лицами не влечет применение к ним мер уголовной ответственности.
Уголовная ответственность регламентируется в Уголовном кодексе РФ, который насчитывает 5 статей, посвященных посягательствам на избирательные права граждан, данные статьи расположены в главе 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» УК РФ:
Необходимо отметить, что статьей 142.2, появившейся в УК РФ с 10 августа 2017 года, за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня наказание предусмотрено как для члена участковой избирательной комиссии, выдавшего бюллетень (до четырех лет лишения свободы), так и для гражданина, проголосовавшего более одного раза (до трех лет лишения свободы).
Таким образом, в настоящее время федеральным законодательством предусмотрены разнообразные меры юридической ответственности за нарушение норм избирательного права, что является действенным защитным механизмом в обеспечении условий для осуществления избирательных прав в строгом соответствии с требованиями законодательства.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА