Права и обязанности

Соблюдение избирательного законодательства — залог честных выборов

> Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства выполняет функцию одной из гарантий прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.  

Под юридической ответственностью (как мерой государственного принужде­ния) понимается возложение уполномо­ченными органами на лицо, допустившее нарушение правовых норм, обязанности претерпеть установленные законодатель­ством неблагоприятные последствия.

При этом необходимо учитывать, что юридическая ответственность наступает за совершение правонарушения, устанав­ливается государством и всегда связана с применением к правонарушителям санк­ций правовых норм уполномоченными на то государственными органами и долж­ностными лицами, связана с наступле­нием для правонарушителя негативных (отрицательных) последствий, выража­ющихся в ограничении или лишении его определенных прав, реализуется в уста­новленной законодательством процессу­альной форме.

Нарушения законодательства о выбо­рах могут повлечь наступление следую­щих видов юридической ответственности:

Конституционно-правовая ответствен­ность находит свое практическое вопло­щение в применении к субъектам, вино­вным в совершении нарушений норм избирательного законодательства, санк­ций, предусмотренных конституционным законодательством. Указанные санкции носят специфический характер и содер­жатся в том числе в следующих феде­ральных законах: Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Субъекты конституционно-правовой ответственности — это участники избира­тельного процесса (специальные субъек­ты), в том числе:

Примером мер конституционно-право­вой ответственности (санкций) могут слу­жить: отказ в регистрации кандидата, от­мена решения о регистрации кандидата, отмена решения комиссии об итогах голо­сования, о результатах выборов, расфор­мирование избирательной комиссии, при­остановление выпуска средства массовой информации.

Основания и порядок привлечения к ад­министративной ответственности опреде­ляются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Привлечение лица к административной ответственности не исключает возможности одновременного привлечения его и к конституционно-пра­вовой ответственности.

Основанием административной ответ­ственности является совершение админи­стративного правонарушения — противо­правного, виновного действия (бездей­ствия) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В качестве административного право­нарушения может выступать только про­тивоправное деяние — такое действие или бездействие, которое нарушает нормы за­конодательства о выборах и других феде­ральных законов.

Субъектами административной от­ветственности могут быть физические и юридические лица, а также лица, заме­щающие определенные должности в ор­ганах государственной власти и местного самоуправления, избирательных комисси­ях, организациях, независимо от формы собственности. Физические лица могут быть привлечены к административной от­ветственности только по достижению ими 16-летнего возраста.

В качестве юридических лиц, на кото­рых может быть возложена администра­тивная ответственность за нарушение законодательства о выборах, выступают, например: организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции пе­риодических печатных изданий, избира­тельные объединения, полиграфические организации и др.

КоАП РФ содержит составы админи­стративных правонарушений, к ответ­ственности за совершение которых могут быть привлечены только кандидаты на выборные должности, уполномоченные представители избирательных объеди­нений, в том числе и по финансовым во­просам, а также различные должностные лица государственных, муниципальных органов, иных органов и организаций, го­сударственные и муниципальные служа­щие.

За административно наказуемые на­рушения законодательства о выборах нарушители подвергаются штрафу, на­лагаемому в судебном порядке. Админи­стративный штраф выражается в разовом взыскании твердо установленной денеж­ной суммы в доход государства.

В некоторых случаях штрафные санк­ции за нарушения избирательного законо­дательства применяются в совокупности с такой мерой административного наказа­ния, как конфискация предмета правонару­шения (например, при нарушениях порядка ведения агитационной деятельности).

Конкретные составы административ­ных правонарушений, посягающих на из­бирательные права граждан, содержатся в главе 5 Особенной части КоАП РФ.

Административные правонарушения можно классифицировать по определен­ным группам:   нарушения, связанные с

осуществлением деятельности избира­тельных комиссий, нарушения индиви­дуальных прав субъектов избирательно­го процесса, нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав граждан на получение ин­формации о выборах, нарушения установ­ленных законом правил финансирования избирательной кампании, нарушения пра­вил голосования и установления резуль­татов выборов.

Следует иметь в виду, что админи­стративная ответственность за некоторые правонарушения, связанные с выборами, установленная КоАП РФ, наступает толь­ко в том случае, если в действиях право­нарушителя не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния. Речь идет о таких правонарушениях, как: подкуп из­бирателей, использование кандидатом, иными лицами при финансировании из­бирательной кампании денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, подделка подписей избирателей и др. Ма­териалы по правонарушениям такого рода направляются в Следственный комитет РФ для проверки на предмет наличия или отсутствия в действиях правонарушите­лей признаков преступления.

Уголовная ответственность наступа­ет за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах, причиняющих существенный вред охра­няемым законом общественным отноше­ниям в сфере реализации гражданами из­бирательных прав.

В отличие от конституционно-правовой и административной ответственности уго­ловную ответственность несут только фи­зические лица, то есть граждане и долж­ностные лица.

Уголовную ответственность за соверше­ние отдельных преступлений несут только специальные субъекты: например, член из­бирательной комиссии, кандидат, его упол­номоченный представитель по финансо­вым вопросам. Совершение таких деяний другими лицами не влечет применение к ним мер уголовной ответственности.

Уголовная ответственность регламен­тируется в Уголовном кодексе РФ, кото­рый насчитывает 5 статей, посвященных посягательствам на избирательные права граждан, данные статьи расположены в главе 19 «Преступления против конститу­ционных прав и свобод человека и граж­данина» УК РФ:

Необходимо отметить, что статьей 142.2, появившейся в УК РФ с 10 августа 2017 года, за незаконные выдачу и полу­чение избирательного бюллетеня наказа­ние предусмотрено как для члена участко­вой избирательной комиссии, выдавшего бюллетень (до четырех лет лишения сво­боды), так и для гражданина, проголосо­вавшего более одного раза (до трех лет лишения свободы).

Таким образом, в настоящее время федеральным законодательством пред­усмотрены разнообразные меры юриди­ческой ответственности за нарушение норм избирательного права, что является действенным защитным механизмом в обеспечении условий для осуществления избирательных прав в строгом соответ­ствии с требованиями законодательства.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

Exit mobile version