Небесный и земной миры Александра Работнова

Небесный и земной миры Александра Работнова

Рассказываем о художнике, расписавшем главный белгородский храм

> Своды и купола Преображенского кафедрального собора Белгорода украшают величественные росписи. Прихожане привыкли обращаться к образам святых в своих молитвах, но мало кто задумывается об авторах этих изображений.

Их создатель — Александр Работнов, совместно с бригадой расписавший 12 храмов и церквей в России. В марте этого года мастер мог бы отметить 75-летие.

Поиск пути

К храмовому искусству Александр Работнов шел дол­гие годы. Он родился в 1943 году в старинном городе Ярославле, жемчужине русской культуры. Детство худож­ника пришлось на страшное военное время — немецкие захватчики бомбили Ярославль с воздуха. Но любовь к красоте мира и желание передать и поделиться ею с другими стали стимулом рисовать. Путь к искусству для Александра, как и для многих советских детей, начался с занятий в изостудии Дворца пионеров, куда его привел отец. Потом была учеба в Ярославском художественном училище, и тогда появилось желание заниматься мону­ментальным искусством. Работнов окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (быв­шее Строгановское), одно из старейших художествен­ных учебных заведений России, где обучались будущие монументалисты. Во времена студенчества Александр копировал фрески Феофана Грека и старых мастеров в храмах Великого Новгорода, Пскова, Ярославля, изучал древнерусскую живопись. Знаменитая на весь мир ста­ринная архитектура, памятники древнерусской культуры, фрески на стенах храмов и церквей Ярославля оказали большое влияние на становление художника. Изучение уникальных ярославских храмовых росписей часто при­водило его в заброшенные и закрытые церкви, куда при­ходилось пробираться чуть ли не через разбитые окна. В Советском Союзе не было возможности заниматься храмовым искусством из-за негативного отношения госу­дарства к религии.

Мария Работнова, дочь художника, для книги об отце «Жизнь как служение искусству» написала: «Желание по­работать в храме было таким большим, что Александр как-то набрался храбрости и пришел к ярославскому архиерею с вопросом: «Можно ли у вас что-нибудь рас­писать?». Старый, маститый архиерей благожелательно встретил студента, поговорил с ним, но, к сожалению, вы­нужден был ответить отказом — времена для Церкви были суровые».

Одним из учителей Работнова в «Строгановке» был известный художник-монументалист Олег Павлович Филатчев, имевший большое влияние на творческую молодежь 1970-х годов (его работа представлена в по­стоянной экспозиции Белгородского художественного музея). После окончания учебы Александр Сергеевич по распределению приехал в Кемерово, где провел больше 20 лет, оформляя росписями и мозаиками общественные здания: аэропорт, санаторий-профилакторий, дворцы культуры и спорта. В этот период он работал и как ма­стер-станковист: писал портреты, натюрморты, пейзажи. Живопись Александра Работнова тональная, художник использует приглушенные цвета, что позволяет создать особое эмоциональное настроение его произведениям. Ранние живописные полотна были созданы под влиянием сурового стиля — направления в искусстве СССР 1960-х гг. В портретах мастер изображает своих современников, их волю и энергию, передает суровый романтизм харак­тера. Работы этого периода сдержанны в колористиче­ском решении, лаконичны, написаны большими плоско­стями цвета.

Дорога к Богу

В 1988 году во всем мире отмечалось тысячеле­тие Крещения Руси, и этот год стал переломным для Русской православной церкви, изменилось отношение
власти и общества к религии. Работнов решил осуще­ствить давнюю мечту: он познакомился с настоятелем строящейся неподалеку церкви и предложил свои ус­луги художника. Так начался большой путь в храмовое искусство.

«Настоятель храма взялся за подготовку будущего иконописца к работе, дал книги — сначала светские о религии, затем духовные», — рассказала Людмила Алек­сеевна Работнова, вдова художника. Александр Сергее­вич писал иконы на разных материалах — на холсте, на левкасе (меловой грунт, которым покрывалась доска), по старинным технологиям, используя темперные кра­ски. Тогда же настоятель предложил сделать росписи сводов церкви. Художник изначально работал сам, а за­тем к нему присоединились товарищи. Платили за столь сложную и требующую полной самоотдачи роспись ко­пейки, оценивали труд художников-монументалистов как обычных маляров. Дальше были росписи Знаменского
кафедрального собора в Кемерово. За эту работу худож­ник был награжден Святейшим Алексием II Патриар­шей грамотой.

В 1998 году эскизы Работнова к росписям храма Петра и Павла в Прохоровке участвовали в конкурсе и получи­ли благословение владыки Иоанна, тогда епископа Бел­городского и Старооскольского. В этом же году со своей артелью мастер приезжает в Белгород. А спустя три года решает остаться здесь навсегда — в Белгородской обла­сти активно шло строительство и реставрация церквей и храмов, и недостатка в работе не было.

Дело его жизни

Переезд в Белгород был началом нового проекта, который стал для Работнова основным делом на сле­дующие пять лет. Он создал программу росписей Пре­ображенского кафедрального собора Белгорода. Во время работы в соборе проводились службы и распи­сывать своды Александру Сергеевичу с бригадой при­ходилось даже во время богослужений. Следующий крупный заказ — роспись Спасо-Преображенского собо­ра в Губкине. Над ней трудилась артель из 12 человек, и огромный объем работ был выполнен всего за два года. Мастера-монументалисты создают удлиненные пропорции фигур, чтобы подчеркнуть нематериаль­ность образов святых. К тому же на росписи, в отличие от иконы, мы смотрим снизу, они находятся на боль­шой высоте и воспринимаются зрителем в сокращении. Не все изображения находятся на ровной поверхности стены, многие сцены покрывают своды, купола и ниши строения, и перед художником стоит сложная задача художественного оформления пространства сооруже­ния. Росписи мастера гармоничны и спокойны в своем колористическом решении, преобладают приглушен­ные цвета: голубые, красные и зеленые, разные оттен­ки охры.

Александр Сергеевич оставил после себя богатое ху­дожественное наследие, в том числе живописные про­изведения, десять из которых хранятся в фондовой кол­лекции Белгородского художественного музея. Картины Работнова неоднократно экспонировались на выставках в Белгороде.

Александр Работнов скончался в октябре 2013 года. Художник ушел из жизни за работой, не успев закончить икону, которую завершил его сын Антон. Но память о ма­стере будет жить долгие годы в его произведениях.

Маргарита КОВЫНЕВА, младший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея

Фото из личного архива Л.А.РАБОТНОВОЙ и Белгородского художественного музея

 

Exit mobile version