Дмитрий Мешков: «Ищу, чем добить»

Дмитрий Мешков: «Ищу, чем добить»

Юмор — штука серьёзная, если подходить к нему профессионально

> Накануне Дня смеха мы задались вопросами, что такое юмор, подвержен ли он моде и существует ли универсальный рецепт хорошей шутки.

Дмитрий Мешков: «Ищу, чем добить»

За экспертным мнением обратились к Дмитрию Мешкову — кандидату в резиден­ты Comedy Club, автору сценариев для игр КВН начиная с 1989 года, автору и веду­щему многих юмористических программ на белгородском радио. За его плечами десять лет игры в КВН, не считая школьных игр, из них пять — в качестве капитана сборной вуза, четыре года президентства в институтской лиге, три года членства в жюри областной лиги КВН и четыре года работы программ­ным директором «Юмор FM Белгород».

—  Дмитрий Валентинович, как Вы считаете, что такое чувство юмора? Можно ли развить в себе эту способ­ность или она является врождённой?

—  Я определяю его как следующее за шестым чувство человека, позволяющее увидеть позитивное даже в самом нега­тивном. И нет, привить его нельзя, эта не­кая данность от природы, хотя его можно совершенствовать.

—  А как Вы думаете, должен ли юмор быть добрым?

—  По большей части он — добрый, хотя существует и «чёрный» юмор, на вос­приятие которого от некоторых зрителей требуются дополнительные моральные усилия. Чувство юмора, позволяющее оценить «чёрную» шутку — это, пожалуй, самая сложная его форма — умение сме­яться над чрезмерной грустью.

—  Обязательно ли шутки должны вызывать смех или может быть и другая реакция?

—  Идеальная шутка — это умно и смешно, но могут быть и другие варианты — умно, но не смешно (заставляет задуматься) и даже смешно, но не умно (юмор абсурда). Да и смех тоже бывает разный.

—  Считаете ли Вы, что существует мода на юмор? Как она меняется с годами?

—  В советское время эталонной явля­лась сатира во всех её формах, это было связано с массой запретов. Задача была — высмеять, но только то, что разреше­но. В последствие юмор стал более раз­нообразным и ушёл дальше от сатиры . Долгое время эталоном был КВН. Сейчас популярны мемы — некое жизненное на­блюдение, проиллюстрированное картин­кой или метким высказыванием. Кстати, мем — это одна из форм так называемой «комедии наблюдений», используемой и в стендапе (по анг. stand-up comedy) — жи­вом выступлении комика перед зрителем на злободневные темы. Этот жанр сам по себе тоже является фаворитом современ­ного юмора. Есть и другие популярные на­правления, монополистом которых явля­ется Comedy Production. КВН существует параллельно, он более «цензурный» и по­этому менее авторитетный.

—   Что труднее — писать для КВН или для Comedy?

—   Писать шутки для КВН — это более се­рьёзная и объёмная работа, обычно они сдаются большими блоками (конкурсами), чаще даже покупают сценарий всего вы­ступления команды для конкретной игры. Просто так выкинуть шутку или переписать её по запросу заказчика бывает достаточно сложно. Стендап намного проще, шутки ко­роткие, между собой мало связаны и 10 шу­ток можно продать по цене целого сценария КВНа. К тому же концентрация шуток в от­дельном выступлении в стендапе и в других жанрах Comedy намного больше. Меньше чем за год участия в одном из таких проек­тов я написал около 9000 шуток — с ними ко­манда могла бы играть в КВН около 11 лет.

—   Как начать зарабатывать на шутках?

—   Можно попробовать выступать в стен- дап-шоу — оно не требует костюмов, специ­альной площадки, сценографии и так далее. Кроме этого, есть ещё юмористические про­екты в соцсетях, которые проводят розы­грыши. Например, стоимость одной победы в «Битве мемов» на странице Comedy Club стоит 5 тыс. руб. В таких конкурсах можно заработать и репутацию юмориста, что по­зволит получать заказы на платные шутки, а в перспективе — попасть и в телевизионный проект. Но здесь нужна регулярность — мне приходится писать до 1000 шуток в месяц, чтобы быть в тонусе и в топе. Хорошая цена шутки — 1,5 тыс. руб. за штуку, но её может заплатить далеко не каждый и не всегда. Стоимость идеи для миниатюры (без шуток) доходит до 6 тыс. рублей.

—  Существует ли рецепт хорошей шутки?

—  В любом жанре есть правила. Напри­мер, в стендапе шутка делится на «заход» и «добивку». Их объединяет слово-коннектор, которое в «заходе» имеет одно значение, а в результате «добивки» неожиданно приоб­ретает другое. Например, «примириться с женщиной помогает примерочная».

—  Бывает ли у юмористов профес­сиональная деформация?

—  Безусловно. В обыденной жизни заме­чаешь то, чего не видят другие, а часто по­вторяющаяся картина становится поводом использовать ее в так называемой «ко­медии наблюдений». Практически любую жизненную ситуацию видишь как «заход» и ищешь, «чем добить», чтобы она превра­тилась в шутку и стала предметом радости друзей и зрителей. Вообще с юмористами непросто общаться, мы всё время норовим сострить, но за то особенно ценим жизнь во всех её проявлениях как неиссякаемый источник для творчества.

«Только наши футболисты, обещая забить, имеют в виду не гол»

«Шум в ушах может быть признаком ветра в голове»

«Всю прелесть русского языка понимаешь, размышляя о смысле фразы «Насос не подкачал»»

Беседовала Марина МИНДОЛИНА

Фото Василия Кучмы