Юмор — штука серьёзная, если подходить к нему профессионально
> Накануне Дня смеха мы задались вопросами, что такое юмор, подвержен ли он моде и существует ли универсальный рецепт хорошей шутки.
За экспертным мнением обратились к Дмитрию Мешкову — кандидату в резиденты Comedy Club, автору сценариев для игр КВН начиная с 1989 года, автору и ведущему многих юмористических программ на белгородском радио. За его плечами десять лет игры в КВН, не считая школьных игр, из них пять — в качестве капитана сборной вуза, четыре года президентства в институтской лиге, три года членства в жюри областной лиги КВН и четыре года работы программным директором «Юмор FM Белгород».
— Дмитрий Валентинович, как Вы считаете, что такое чувство юмора? Можно ли развить в себе эту способность или она является врождённой?
— Я определяю его как следующее за шестым чувство человека, позволяющее увидеть позитивное даже в самом негативном. И нет, привить его нельзя, эта некая данность от природы, хотя его можно совершенствовать.
— А как Вы думаете, должен ли юмор быть добрым?
— По большей части он — добрый, хотя существует и «чёрный» юмор, на восприятие которого от некоторых зрителей требуются дополнительные моральные усилия. Чувство юмора, позволяющее оценить «чёрную» шутку — это, пожалуй, самая сложная его форма — умение смеяться над чрезмерной грустью.
— Обязательно ли шутки должны вызывать смех или может быть и другая реакция?
— Идеальная шутка — это умно и смешно, но могут быть и другие варианты — умно, но не смешно (заставляет задуматься) и даже смешно, но не умно (юмор абсурда). Да и смех тоже бывает разный.
— Считаете ли Вы, что существует мода на юмор? Как она меняется с годами?
— В советское время эталонной являлась сатира во всех её формах, это было связано с массой запретов. Задача была — высмеять, но только то, что разрешено. В последствие юмор стал более разнообразным и ушёл дальше от сатиры . Долгое время эталоном был КВН. Сейчас популярны мемы — некое жизненное наблюдение, проиллюстрированное картинкой или метким высказыванием. Кстати, мем — это одна из форм так называемой «комедии наблюдений», используемой и в стендапе (по анг. stand-up comedy) — живом выступлении комика перед зрителем на злободневные темы. Этот жанр сам по себе тоже является фаворитом современного юмора. Есть и другие популярные направления, монополистом которых является Comedy Production. КВН существует параллельно, он более «цензурный» и поэтому менее авторитетный.
— Что труднее — писать для КВН или для Comedy?
— Писать шутки для КВН — это более серьёзная и объёмная работа, обычно они сдаются большими блоками (конкурсами), чаще даже покупают сценарий всего выступления команды для конкретной игры. Просто так выкинуть шутку или переписать её по запросу заказчика бывает достаточно сложно. Стендап намного проще, шутки короткие, между собой мало связаны и 10 шуток можно продать по цене целого сценария КВНа. К тому же концентрация шуток в отдельном выступлении в стендапе и в других жанрах Comedy намного больше. Меньше чем за год участия в одном из таких проектов я написал около 9000 шуток — с ними команда могла бы играть в КВН около 11 лет.
— Как начать зарабатывать на шутках?
— Можно попробовать выступать в стен- дап-шоу — оно не требует костюмов, специальной площадки, сценографии и так далее. Кроме этого, есть ещё юмористические проекты в соцсетях, которые проводят розыгрыши. Например, стоимость одной победы в «Битве мемов» на странице Comedy Club стоит 5 тыс. руб. В таких конкурсах можно заработать и репутацию юмориста, что позволит получать заказы на платные шутки, а в перспективе — попасть и в телевизионный проект. Но здесь нужна регулярность — мне приходится писать до 1000 шуток в месяц, чтобы быть в тонусе и в топе. Хорошая цена шутки — 1,5 тыс. руб. за штуку, но её может заплатить далеко не каждый и не всегда. Стоимость идеи для миниатюры (без шуток) доходит до 6 тыс. рублей.
— Существует ли рецепт хорошей шутки?
— В любом жанре есть правила. Например, в стендапе шутка делится на «заход» и «добивку». Их объединяет слово-коннектор, которое в «заходе» имеет одно значение, а в результате «добивки» неожиданно приобретает другое. Например, «примириться с женщиной помогает примерочная».
— Бывает ли у юмористов профессиональная деформация?
— Безусловно. В обыденной жизни замечаешь то, чего не видят другие, а часто повторяющаяся картина становится поводом использовать ее в так называемой «комедии наблюдений». Практически любую жизненную ситуацию видишь как «заход» и ищешь, «чем добить», чтобы она превратилась в шутку и стала предметом радости друзей и зрителей. Вообще с юмористами непросто общаться, мы всё время норовим сострить, но за то особенно ценим жизнь во всех её проявлениях как неиссякаемый источник для творчества.
«Только наши футболисты, обещая забить, имеют в виду не гол»
«Шум в ушах может быть признаком ветра в голове»
«Всю прелесть русского языка понимаешь, размышляя о смысле фразы «Насос не подкачал»»
Беседовала Марина МИНДОЛИНА
Фото Василия Кучмы