> Ненадлежащее оказание услуг, бракованный товар, сроки гарантии и компенсация морального вреда — в отдел защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации Белгорода часто обращаются горожане со своими проблемами.
На вопросы читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации г. Белгорода Наталья МЕДВЕДЕВА.
ВОПРОС. При покупке автомобиля в автосалоне с нас потребовали оплату за предпродажную подготовку, как за отдельную услугу. Мы отказались от оплаты, и нам выдали сервисную книжку без отметки о выполнении предпродажной подготовки. Правомерно ли это? ЕВГЕНИЙ.
ОТВЕТ. Правилами продажи отдельных видов товаров (раздел VI постановления правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г.) устанавливаются особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов. Согласно правилам продавец обязан уведомить потребителя о проведении предпродажной подготовки автомобиля (причем ее качество должно быть проверено в присутствии покупателя), выдать сервисную книжку или иной документ, ее заменяющий. Предпродажная подготовка автомобиля не является отдельной услугой, которая оплачивается по желанию покупателя. Она является обязательной и устанавливается изготовителем для проверки и обеспечения требований к техническому состоянию автомобиля. Производители автомобилей указывают в сервисной книжке, что реализация автомобиля без предпродажной подготовки запрещена. Поэтому требовать за нее оплату, как за отдельную услугу, неправомерно. Вам необходимо в письменной форме обратиться к руководству автосалона для решения вопроса, так как в данном случае продажа совершена с нарушениями действующего законодательства.
ВОПРОС. В начале марта этого года купил автомобиль. Прокатившись на нем, обнаружил, что в двигателе идет посторонний звук. Сдал на диагностику в дилерский сервисный центр. Вправе ли я потребовать, чтобы мне заменили автомобиль или вернули деньги? АНАТОЛИЙ.
ОТВЕТ. Если диагностикой будет установлено, что это производственный недостаток (дефект) машины, то в течение 15 дней со дня передачи вам автомобиля вы имеете право требовать как возврата денежных средств, так и замены на новый автомобиль. Претензию об обмене автомобиля или возврате денежных средств следует передать представителю фирмы-продавца под роспись на втором экземпляре претензии. Претензию необходимо предъявить в течение 15 дней со дня покупки — передачи вам автомобиля, когда возник дефект, так как сервисные центры часто «сознательно» затягивают время диагностики. А отсутствие претензионных требований со стороны потребителя в указанные 15 дней дает возможность им устранить производственный недостаток (произвести ремонт).
ВОПРОС. При покупке тура нам предложили застраховаться на тот случай, если по каким- то причинам не сможем отправиться в поездку. Что это за страхование? АЛИНА.
ОТВЕТ. Страховыми случаями по такому виду страхования являются:
— госпитализация или смерть застрахованного лица, а также его близких родственников (жены, мужа, отца, матери, детей, родных сестер и братьев),
— судебное разбирательство, приходящееся на период зарубежной поездки, в котором застрахованное лицо участвует в качестве свидетеля или присяжного заседателя,
— получение вызова для выполнения воинских обязанностей во время срока зарубежной поездки.
Обращаем внимание, что этот вид страхования относится к имущественным и по нему страховые выплаты производят только в пределах оплаченных средств. То есть при наступлении страхового случая страховая компания заплатит вам столько, сколько вы оплатили, поэтому страховаться на сумму больше, чем оплачено, не стоит.