На одном дыхании

На одном дыхании

На одном дыхании

Наше интервью

Знакомимся с белгородской поэтессой и двумя ее новыми книгами

Всегда приятно, когда неожиданно узнаешь новое имя в литературе, когда выходят новые книги. Если речь идет о поэзии, то вдвойне. Тем более, что сейчас, как известно, издательства не очень активно печатают стихи. Мол, не прибыльно и, вообще, кто это читать будет. Но одни люди все равно, как и во времена Серебряного века, хотят писать, а другиечитать. Моя собеседницадоцент Белгородского госуниверситета, кандидат филологических наук Виктория Кичигина. В этом году увидели свет сразу две ее книги. Еще одна была издана в 2007 году. Можно ли считать ее начинающей поэтессой? Нужна ли вообще сегодня поэзия? Что пишут молодые? Об этомнаш разговор. Но вначале строки биографические.

— Родилась я в Белгороде, училась в Днепропетров­ске, куда переехали мои родители. В 1996 году верну­лась в Белгород, преподаю в университете литературу, у меня трое детей. А первое стихотворение написала в 11 лет. Была осень, падали листья, соответствующее было настроение. Показала маме, а она говорит: это не твое, ты откуда-то списала. И вот с той поры стихи стали для меня чем-то вроде антидепрессантов. Писала стихи вместо дневника. Никогда не считала себя поэтом. Но в 2007 году решилась показать стихи мужу, и он сказал: это надо публиковать. И тогда же выпустила первый сбор­ник. Потом все пошло своим чередом, но года полтора назад решила, что с этим потоком надо что-то делать.

Папа у меня достаточно известный украинский музы­кант и денег на творчество никогда не жалеет. Он помог, и таким образом у меня вышли две книги «Утоление жаж­ды» и «Приговоренный любить». Первая — это практиче­ски переиздание книги 2007 года с некоторыми правками, а вторая — то, что написано за последние полтора года. И еще. «Утоление жажды» — это история любви. Девочки, девушки, женщины. Там на обложке — мой портрет, нари­сованный моим дедом, когда мне было 18 лет.

Книгу читают?

— В основном друзья и знакомые, которым я разосла­ла. Причем друзья у меня разбросаны по всему миру. Люди благодарят, хорошо отзываются. А презентацию проведу уже в начале года. Придут люди, что-то скажут, что-то подскажут.

После выхода книг вас можно называть начи­нающей поэтессой? Или уже нет?

Нет, конечно. Какая же я начинающая, если пишу с 1979 года? А вот неизвестной, наверно, можно.

Вы издаетесь в Харькове? Причина?

Банальная. Издать там книгу дешевле в два раза. Но не хочется говорить о деньгах, я лучше расскажу вам ин­тересный случай, который произошел у меня на границе. На российской стороне молодой мальчик-пограничник спрашивает: «А что это у вас?» — «Книги». «Чьи?» — «Мои». Смотрю, пауза затянулась. Говорю: «Хотите, я вам пода­рю?» Он заливается краской и говорит: «Хочу». А потом начинает мне говорить, как он любит поэзию, что сам пи­шет стихи. А сам в бронежилете, с автоматом…

Как тесен этот мир без музыки и света

Как призрачен уют и низок потолок

О, Боже, дай огня слепой душе поэта,

Верни ее крыла и отпусти в поток!..

Из стихотворения Виктории Кичигиной «Сон»

Вы состоите в творческих союзах? А в поэти­ческой жизни Белгорода както участвуете?

— Не состою, хотя бы по той простой причине, что для того, чтобы стать членом любого союза, надо издать минимум две книги. До недавних пор, как вы понимаете, у меня их не было. Моя поэтическая жизнь в основном в рамках университета сосредоточена. Что-то мы сами с моей коллегой Светланой Кошарной (она, кстати, член Союза российских писателей) организуем, что-то уни­верситет. Кстати, усилиями нашего проректора Светла­ны Остриковой вышли два общеуниверситетских поэти­ческих альманаха. А вообще, я нетусовочный человек.

Вы работаете с молодежью. Как вы полагаете, присутствует ли у нее интерес к поэзии?

— Я преподаю у филологов. У них, конечно, интерес этот есть. И пишут многие, но мне кажется, что пишут они не стихи, а просто ритмичные речитативы. Для мно­гих из них образец поэзии — рэп. Отсюда все и вытекает. А те, кто подходят к этому более серьезно… среди них есть люди талантливые, и форма у них бывает краси­вая. Но вот с содержанием, на мой взгляд, большие проблемы. И еще: очень много депрессивных стихов.

Может, это нормально? Говорят же, что рождаются стихи, когда или очень плохо, или очень хорошо.

— Понятно, что этого не избежать. Есть такие строки и у меня. Но я уже говорила, что стихи — это, скорее, анти­депрессант. Надо видеть разные краски жизни.

Как вы считаете, у поэзии вообще есть бу­дущее?

— Думаю, что обязательно интерес к ней возрастет. Сейчас такой стремительный темп жизни, что на него нужно быстро реагировать. А реагировать быстро мож­но только короткой формой. И стихотворение — самый мобильный отклик на различные события.

Разговаривая с поэтом, можно ли говорить о планах?

Наверно, нет. Это все случается. Как вспышка, как озарение. Единственное, что я могу сказать, за­глядывая в будущее, такого, чтобы перестать писать, в планах нет. Это как дыхание. Пока есть дыхание, пока дышу, есть и желание писать.

Беседовал Андрей ЮДИН