Белгородская тропинка к Пушкину

Белгородская тропинка к Пушкину

Белгородская тропинка к Пушкину

Многолетняя дружба связывала наших землячек с хранителем Пушкиногорья

14 февраля 2018 года исполнилось 115 лет со дня рождения легендарного директора мемориального музеязаповедника А.С. Пушкина в Михайловском Семёна Степановича Гейченко. Многолетняя дружба связывала его с белгородцами.

Хранитель святых мест

Заслуженный работник культуры, при­нимавший активное участие в создании экспозиций, архивов, путеводителей по дворцам Петергофа, участник Великой Отечественной войны, потерявший в боях левую руку, Гейченко был назначен дирек­тором музея-заповедника главного поэта страны в 1945 году. Семён Степанович был человеком широкой души, для каждо­го из многочисленных гостей заповедника он находил нужное слово и не жалел за­душевных разговоров. А гостей было ой как немало! После войны заповедник по­сещало от 20 до 30 тыс. человек в год. С каждым годом это число увеличивалось и доходило до 700 тысяч. Среди них были и белгородцы. Одна из них — Галина Киянова, преподаватель, писатель и журналист, впоследствии напишет книгу «А сердце оставляю Вам», куда войдут её впечатле­ния от посещения заповедника, воспоми­нания о Семёне Степановиче и о дружбе с ним. В 1977 году вместе со своей ближай­шей подругой, тоже белгородкой, Аидой Волковой они присоединились к многочис­ленным паломникам Пушкиногорья.

Белгородская тропинка к Пушкину

Люди ехали к Пушкину как к святыне, может быть, именно поэтому Семён Степанович на­зывал своих туристов «палом­никами». Гейченко рассказывал им, что если выйти на берег реки Сороти, которая протека­ет в Пушкиногорье, и крикнуть: «Пушкин!», эхо обязательно от­зовётся: «Иду!».

«Семён Степанович вёл экскурсию. Го­ворил так, что каждое слово навсегда, на­вечно западало в душу. Мы волновались за судьбу поэта, переживали его дуэль и смерть, мы вместе со слугой Пушкина Никитой Козловым сопровождали гроб великого поэта, участвовали в спешных похоронах. Рассказ создавал полную ил­люзию нашего пребывания в XIX веке…» -так писала Галина Николаевна о первой встрече с Гейченко. Эта встреча была не единственной, их дружба и переписка дли­лась 14 лет. За это время наши землячки узнали и о подробностях непростой жизни Семёна Степановича.

Всем миром

Посёлок Пушкинские горы, на терри­тории которого располагалось Михайловское, был оккупирован немцами в течение трёх лет с июля 1941. В июле 1944 года в ходе наступательной операции советских войск Пушкиногорье было освобождено. «Приют спокойствия, трудов и вдохнове­нья» А.С. Пушкина фашисты сравняли с землёй. Когда летом 44-го немцы поняли, что натиск наших войск им не выдержать и придется отступать, они стали минировать всё, что могли. После освобождения Пушкиногорья от дома поэта ничего не оста­лось, а то, что уцелело, было заминиро­вано, в том числе и могила А.С. Пушкина. Краеведы сообщают, что в Пушкинском заповеднике было обезврежено более 14000 мин, 36 фугасов, 2107 взрывоопас­ных предметов. Успенский собор Свято-горского монастыря немцы взрывали не один раз, в результате чего была уничто­жена колокольня и купол, стены же оста­лись. Впоследствии Семён Степанович Гейченко, собрав одну из самых крупных в России коллекцию колоколов, добьётся, что лучшие колокола будут водружены на колокольне Успенского собора.

Весной 1945 года по направлению пре­зидента Академии наук Сергея Ивановича Вавилова Семён Степанович отправляется восстанавливать разрушенный заповедник и становится его директором. В течение года директор заповедника и его жена живут в немецком блиндаже, по сути, в землянке. Затем, в скромном домике без удобств. Со временем ему будет предложено комфорт­ное жильё (ведь положено уже по статусу!). Но Гейченко откажется. Променять дом в Михайловском на квартиру за пределами заповедника — не для него! Здесь он прожи­вёт до конца своих дней.

Разминирование Михайловского про­ходило в течение пяти лет. Но уже в 1947 году был восстановлен домик Арины Ро­дионовны, а к 150-летию А.С. Пушкина был открыт дом поэта.

Знакомство с Гейченко положило нача­ло серьёзной работе Галины Кияновой над пушкинской темой. Она занималась сбо­ром материалов и книг о Пушкине, писала статьи в «Белгородскую правду» и «Ленин­скую смену», вместе с А.Е. Волковой про­водила в школах и книжных магазинах Бел­города литературно-музыкальные вечера.

В 1987 году в заповеднике случилась беда: ураган снёс более трёх тысяч деревьев. Из них около 160 представляли ме­мориальную ценность, погибло несколько вековых лип на аллее Керн, ряд старых деревьев рядом с домом поэта и другими постройками. И снова под угрозой оказа­лась могила поэта. Старая липа, растущая рядом с ней, чудом удержалась на выво­роченных корнях. Семён Степанович, про­шедший всю войну, признался тогда: «Даже заплакал, когда увидел, что натворила не­погода».

А в 1989 году ураган повторился, загубив уже 900 мемориальных деревьев. Заповедник не мог справиться с послед­ствиями урагана своими силами. Директор по Всесоюзному радио обратился за помо­щью ко всем неравнодушным к памяти Пуш­кина людям. На восстановление заповедни­ка требовались немалые средства. Галина Николаевна обратилась к белгородцам со страниц газет, звонила по организациям и просила о материальной помощи заповед­нику. В школах, институтах, библиотеках и домах культуры, выступая со своей литера­турно-музыкальной композицией «Пушкин и музыка», Г.Н. Киянова и А.Е. Волкова по­вторяли эту просьбу. Благодаря стараниям двух женщин, влюблённых в своё дело, для Пушкинского заповедника белгородцами было собрано около пяти тысяч рублей (по тем временам это не малые деньги).

Самый большой личный вклад сделал заслуженный художник Станислав Степанович Косенков. Он провёл художественную лотерею, призами которой ста­ли графические портреты А.С. Пушкина, выполненные самим Косенковым. В результате лотереи было собрано и отправлено заповед­нику 400 рублей.

Вот так несчастье ещё больше сблизило белгородских «паломников» и «пуш­кинского домового», как любил себя назы­вать Семён Степанович Гейченко.

Сердце, оставленное людям

В 1989 году Гейченко ушёл с поста директора, но не покинул заповедник, он стал его хранителем. А через четыре года Семёна Степановича не стало. Верные подруги, белгородки, Галина Николаевна Киянова и Аида Евгеньевна Волкова мно­го лет хранили его письма и подарки. Сей­час эта ценнейшая переписка находится в музейном фонде Пушкинской библиотеки-музея, её вместе с большой книжной кол­лекцией пушкинианы Г.Н. Кияновой и дру­гими предметами «на пушкинскую тему» передала музею А.Е. Волкова.

В год 200-летия со дня рождения поэта статьи Г.Н. Кияновой вышли под одной об­ложкой книги «А сердце оставляю Вам…». За это издание Галина Николаевна была награждена юбилейной Пушкинской ме­далью, Благодарностью Министерства культуры РФ, Почётной грамотой Союза журналистов России.

Помимо наград книга получила множе­ство восторженных отзывов как от белгородцев, так и от жителей всей нашей огромной страны и ближнего зарубежья. Так, однажды на имя Галины Николаевны пришло письмо от Александра Григорье­вича Лукашенко с выражением искренней благодарности за книгу и популяризацию творчества Пушкина. А по Радио России одна из передач Людмилы Васильевны Борзяк «Диалоги о культуре» вышла по книге «А сердце оставляю Вам…».

В 2003 году Галина Николаевна изда­ла книгу «Прекрасен наш союз!», иллю­стрированную графическими силуэтами художника К.Е. Севастьянова. Спустя во­семь лет после ухода из жизни Галины Ни­колаевны вышла в свет книга «Душа в за­ветной лире…». На этот раз составителем книги являлась близкий друг Кияновой -Аида Евгеньевна Волкова, она посвятила книгу лучшей подруге и иллюстрировала её силуэтами работы Н.В. Ильина, кото­рые так любила Галина Николаевна, и, как признаётся Аида Евгеньевна, Киянова вообще очень любила силуэтное искус­ство и собиралась сама осуществить это издание. Сейчас белгородцы могут по­знакомиться с этими и другими книгами из коллекции Г.Н. Кияновой в Пушкинской библиотеке-музее. Пусть это знакомство станет маленьким шагом по ещё одной белгородской тропинке, ведущей к Алек­сандру Сергеевичу Пушкину. И пусть тро­пинка эта приведёт читателя в необыкно­венной красоты место, где можно во весь голос позвать поэта и услышать его ответ, где можно зайти в его дом, а по соседству заглянуть в домик его преданного храни­теля Семёна Степановича Гейченко.

Ольга КОРОВИНА,

научный сотрудник Пушкинской библиотекимузея

ФОТО ИЗ АРХИВА БИБЛИОТЕКИ