Золотых дел мастер

Золотых дел мастер

Золотых дел мастер

31 января ювелиры отмечают свой профессиональный праздник

В преддверии этой даты мы встретились с Евгением Косых, одним из ювелиров, стоявших у истоков золотого дела в Белгороде, и узнали некоторые секреты профессии.

Евгений Васильевич, расска­жите, как Вы стали ювели­ром?

Я окончил музыкальное училище, но меня всегда привлекали ювелир­ные украшения. С детства любил рас­сматривать их картинки в журналах, и когда появилась возможность порабо­тать в ювелирной мастерской, не раз­думывая, согласился. Это были 80-е, в Белгороде — единственное место, где можно было только починить юве­лирные украшения. Уже после сюда приехали курские мастера, способные создать новое изделие. У одного из та­ких — Геннадия Матвеева — я и обучал­ся ювелирному делу.

И вот работаю уже более 25 лет.

Как создаются ювелирные украшения?

Первое — это эскиз будущего из­делия. Заказчик может принести свой, а может выбрать из уже имеющихся. После того как человек определился с видом своего изделия, мастер вы­плавляет «восковку» — точную копию будущего изделия из воска. Восковка заливается гипсом, после затверде­ния воск выплавляется, оставляя пустую форму, в которую мастер и за­ливает металл. После того как основа изделия готова, ювелир приступает к предварительной обработке, сборке, вставке камней. Украшения обяза­тельно родируются (наносится тонкий слой родия), для того чтобы они долго блестели, в случае если изделие се­ребряное — не темнели.

Евгений Васильевич, Вы с ка­ким металлом больше люби­те работать?

— Основными используемыми в ювелирном деле материалами явля­ются серебро, золото и платина. Инте­ресные вещи можно создать из латуни и бронзы. Но за годы работы я понял, что мой самый любимый металл — се­ребро.

С какими трудностями стал­кивались?

Сейчас профессия ювелира не­сколько изменилась. Когда мы начи­нали, в городе была одна мастерская, один магазин. Для сравнения: сейчас в области более 200 частных ювелиров, огромное количество магазинов, юве­лирный завод. Нам приходилось тогда все изучать самостоятельно, сейчас в стране много училищ и колледжей, где студента обучат всем азам ювелирно­го дела.

Особенную проблему представлял поиск рабочего инструмента. При­ходилось использовать подручные средства, переделывать из доступных предметов, к примеру, шлифовальный станок я собрал из мотора от стираль­ной машинки и рукава от стоматологи­ческой бормашины… Сейчас есть спе­циальные заводы, где изготавливают все необходимые мастеру инструмен­ты. Купил — и твори что хочешь.

Ювелирпрофессия творче­ская?

Конечно, создание украшений из драгоценных металлов требует фан­тазии, чувства красоты и стиля. Но я хочу сказать, что начинают всегда с ремонта. Только после долгих лет упорного труда на ремонте изделий, ты сможешь создавать свои ювелир­ные шедевры. Некоторые так и оста­ются на уровне ремесленников. Кроме знаний и фантазии, наша профессия требует терпеливости и усидчивости. На создание некоторых украшений уходит месяц работы. Объяснить это клиентам бывает очень трудно, но, по­верьте, ювелирное украшение ручной работы стоит этого ожидания.

Какой совет можете дать желающим стать ювелирных дел мастерами?

— Учитесь терпению и берегите гла­за. Очки смогут скорректировать не­большое снижение остроты зрения, но серьезные проблемы оставят без любимого дела.

Беседовала Екатерина ТИШИНА

ФОТО АВТОРА

Exit mobile version