Наше интервью
Военный журналист из Белгорода и его документальная книга о войне
> Накануне Дня Российской печати мы нередко говорим о своих коллегах—журналистах. Но сегодня повод — особый. Белгородец Геннадий Алехин не просто журналист, а журналист военный. Более того, он фигура в журналистских кругах, как сейчас говорят, медийная. В годы боевых действий в Чечне Геннадий Тимофеевич возглавлял пресс—центр Объединенной группировки войск на Северном Кавказе. Во многом благодаря его усилиям, России удалось в итоге выиграть информационную войну на том нелегком поле, в какой—то момент он был «лицом и голосом» федеральных сил.
А недавно произошло еще одно неординарное событие. В Москве, в издательстве «Вече», вышла в свет книга Геннадия Алехина «По ту сторону чеченской войны». Издание это вызвало немалый резонанс, уже прошли презентации книги в Ростове-на-Дону и Краснодаре, готовится такое событие и в Москве.
Геннадий Тимофеевич по-прежнему не считает себя писателем. Предпочитает называться журналистом. Правда, не простым, а военным. С этого отличия мы и начали наш разговор.
— Геннадий Тимофеевич, а что такое военная журналистика и чем она отличается от обычной?
— Военным корреспондентом-журналистом считается тот, кто сопровождает армию, авиацию и флот во время военных действий и освещает события войны в прессе. Старшее поколение помнит легендарных военкоров, фронтовых операторов и фотокорреспондентов времен Великой Отечественной войны. Это они писали и снимали живую историю тех лет. Константин Симонов написал знаменитую песню о фронтовых корреспондентах, ставшую своеобразным гимном и жизненным девизом для нескольких поколений военных (фронтовых) журналистов. В ней есть такие строчки, которые, на мой взгляд, отражают главный смысл этой нелегкой профессии:
От Москвы до Бреста нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли,
С лейкой и блокнотом, а то и с пулеметом,
Сквозь огонь и стужу мы прошли…
В советское время существовало единственное в стране Львовское высшее военно-политическое училище (ЛВВПУ), которое готовило офицеров для службы в газете «Красная Звезда», окружных, флотских и армейских изданиях. Был еще военный отдел в газете «Правда». Журналисты этих газет и журналов освещали деятельность Вооруженных Сил СССР. А когда началась афганская война, первыми в рядах воюющей 40-й армии были выпускники факультета журналистики ЛВВПУ. После развала страны, на просторах бывшего Союза, как грибы, стали вырастать так называемые «горячие точки». В середине девяностых вспыхнула первая чеченская война, затем Дагестан и снова Чечня. В те годы военными журналистами стали называть не только людей в погонах, но и гражданских, из числа печатных СМИ, ведущих телеканалов и информагентств.
Что касается отличий обычной журналистики от военной, скажу коротко. На любой войне стреляют. Случается, погибают люди. Военные журналисты в том числе. Поэтому пребывание в горячей точке требует не только определенной смелости и желания, но и немалой профессиональной подготовки. Например, редакторы ведущих изданий, руководство телеканалов посылали в горячие точки, как правило, журналистов из числа военных. Немало пришлось потрудиться и гражданским мастерам пера и телекамеры, чтобы именоваться фронтовыми или военными журналистами. Взять Женю Поддубного, нашего земляка из Белгорода. За его плечами Донбасс, Сирия. Не сидел сложа руки. Учился у старших товарищей, у военных. Опыт приходит со временем. Главное — правильно им воспользоваться. Евгений смог. Не зря считается одним из лучших репортеров России в освещении военных конфликтов.
—А как именно Вам пришла идея стать военным журналистом?
— Родился я в Харькове. В школьные годы писал заметки в областную молодежную газету, увлекался историей, любил военную литературу. Поступать в Львовское высшее военно-политическое училище надоумил меня отец. Я согласился и никогда не пожалел об этом. Хотя в моей семье никогда не было военных. Правда, оба деда прошли всю Великую Отечественную, обычными «рядовыми пахарями».
Вступительные экзамены сдал успешно. Четыре года учебы в стенах училища вспоминаю до сих пор. Застал еще преподавателей-фронтовиков, в том числе тех, о ком писал К. Симонов в своей знаменитой песне. Что ни говори, а в военных училищах советских времен готовили основательно и серьезно. И военному делу, и профессии журналиста. Когда работал в различных изданиях, учился у маститых мастеров пера. Полученные знания и приобретенный опыт помогли быстро освоиться в экстремальных условиях, когда вспыхнули горячие точки.
— Как журналисты попадали на войну? Как себя вели? Были ли такие, кто избегал горячих точек?
— Мне довелось принимать непосредственное участие в четырех военных конфликтах. В 1993 году, будучи корреспондентом военной газеты Северо-Кавказского военного округа в зоне чрезвычайного положения на территории Северной Осетии и Ингушетии, одновременно являлся и сотрудником временного пресс-центра. В ходе первой чеченской войны возглавлял армейскую (фронтовую) газету воюющей 58-й армии (1994-1996 г.г.). Затем были Дагестан (1999 г.) и вторая чеченская кампания (1999-2002 г.г.), где пришлось руководить пресс-центром Объединенной группировки войск на Северном Кавказе. Был и главным редактором окружной газеты СКВО «Военный вестник Юга России». А так как носил на плечах офицерские погоны, вопрос о пребывании в горячих точках, типа еду — не еду, не стоял. Дали приказ и вперед, с «песней». Так и мои коллеги из других военных газет и журналов.
Конфликты на Северном Кавказе имели большой общественный резонанс. Поэтому в зону боевых действий стали прибывать и журналисты федеральных и региональных СМИ. Как правило, они направлялись на войну по собственному желанию. Скажу прямо, журналист, побывавший на войне, вызывает у меня большое уважение. Одно дело, когда пишешь материал для популярного глянцевого издания в пределах Садового кольца. И совсем другое, когда месишь грязь в прямом смысле слова вместе с солдатами и офицерами, не кланяешься пулям и снарядам, находишься в самой гуще событий. Чего греха таить, некоторые журналисты преследовали на войне и свои меркантильные цели — заработать деньги, прославиться, пропиариться или просто «отметиться». Не высовывая носа из штаба группировки, так ни разу не побывав на огневых позициях или в солдатских окопах. Таких было меньшинство. В основном многие добросовестно освещали события, особенно во вторую чеченскую войну. А главное для любого журналиста на войне — рассказать правду, какой бы горькой она не была.
— Понятие информационной войны несколько раз упоминается в книге. Сейчас напряженная обстановка складывается в отношениях с Украиной. Есть ли здесь признаки информационной войны?
— По сути, именно в те годы мы впервые столкнулись с этим понятием. Это сейчас любой школьник старших классов или студент, не говоря уже о журналистах, имеет четкое представление об информационной войне. Благодаря информационным технологиям завоевываются практически без боя целые страны. Не зря в военных ведомствах ведущих стран мира (в том числе в Министерстве обороны РФ) информационные войны считаются важной составляющей в ведении боевых действий в условиях локальных конфликтов.
Что говорить, если в нескольких десятках километров от Белгорода мы получили фактически враждебное нам государство под названием Украина. Где градус русофобии просто зашкаливает, по улицам моего родного Харькова смело вышагивают с факелами молодые парни, прославляющие Бандеру и пособников нацистов, а с экранов телевизоров и газетных полос людям «впаривают» чуть ли не 24 часа в сутки о стране-«агрессоре».
Надо честно признать — информационную войну с Украиной мы проигрываем. Во многих изданиях крайне редки содержательные, аналитические материалы на эту тему? Нужны новые, продуманные подходы в информационном противоборстве. Но это тема отдельного разговора.
— Тогда вернемся к Вашей книге. Почему главным героем стал именно генерал Трошев, а не кто—то другой? Чем он отличался от других генералов?
— Книга «По ту сторону чеченской войны» о журналистах на войне, почему была проиграна информвойна в первую чеченскую, о том, как переломили ситуацию во время событий в Дагестане и в период второй чеченской кампании. Ключевая фигура моих зарисовок — легендарный генерал Геннадий Николаевич Трошев. Пожалуй, первый из военачальников в новейшей истории России, кто понял и осознал значение информационной составляющей. В ходе чеченских войн он умело руководил войсками, без выстрелов брал города и села республики, умел разговаривать и договариваться с местными старейшинами, берег солдат. Был открыт в общении с прессой. Не зря журналисты называли его «ньюсмейкером» кавказской войны. Я постарался показать эту яркую личность с точки зрения военного журналиста. Удалось или нет, судить читателям.
— Не секрет, что провинциальным авторам порой нелегко издать книгу в столице. Как Вам удалось это сделать?
— Предложил авторитетному московскому издательству «Вече» отрывки из книги. Они сразу проявили интерес. Фактически за полтора месяца книга была издана. Сейчас она продается в ведущих книжных магазинах страны, а также в интернет-изданиях. На мой взгляд, события, рассказанные в книге, не утратили актуальности и в наши дни. Наоборот, приобрели еще большую значимость. Весной планируется переиздание.
— Какой резонанс вызвала книга? Как проходили презентации? Почему, кстати, не в Белгороде?
— Судя по первым отзывам в различных СМИ, книгой заинтересовались не только непосредственные участники тех событий -военные, но и коллеги-журналисты, а также студенты. Во время презентации книги в Ростове-на-Дону и Краснодаре, выступал перед будущими газетчиками, телевизионщиками, пиарщиками — студентами местных вузов. В конце января намечена встреча со слушателями военного университета МО РФ, на кафедре военной журналистики. В начале февраля осетинские друзья пригласили выступить во Владикавказе. Именно там 25 лет назад начинался мой боевой путь по дорогам войны. Если книга заинтересует кафедру журналистики БелГУ, готов поделиться опытом и рассказать о ней будущим журналистам-белгородцам.
Бесе
овал Андрей ЮДИН
К снимку:
Нынешний начальник Генштаба ВС России генерал Валерий Герасимов и генерал Геннадий Трошев с журналистами, в центре — Геннадий Алехин.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ГЕННАДИЯ АЛЕХИНА
СПРАВКА «НБ»
Геннадий Тимофеевич Алехин, полковник запаса, военный журналист. Участник боевых действий на Северном Кавказе. Один из авторов книги «Вторжение в Россию» (2001 г.), автор двух документальных фильмов «Моих друзей армейских лица» (1997 г.), «Генерал» (2002 г.). Два месяца назад в московском издательстве «Вече» выпустил книгу «По ту сторону чеченской войны». Награжден орденом «За военные заслуги», боевыми медалями, именным боевым оружием за выполнение специального задания командования. Живет в Белгороде.