«Познать в себе Бога»

«Познать в себе Бога»

«Познать в себе Бога»

Эпоха в лицах

К юбилею Григория Сковороды

> В Белгородском литературном музее состоялся вечерпортрет из цикла «Свое суждение имел» о жизни и творчестве выдающегося философа XVIII века Григория Саввича Сковороды. Он посвящен 295-летию со дня его рождения.

Темой встречи стала та цель, к которой Сковорода стремился сам и призывал дру­гих — «Познать в себе Бога». Гостями стали школьники и студенты Белгорода. Литера­турный музей изучает творческое наследие философа. В фондах музея есть книги, по­свящённые жизни и философским взглядам Сковороды, прежде всего — двухтомник пол­ного собрания сочинений, изданный в 2012 году (первое с 1973 года полное издание его сочинений на русском языке). Сотрудни­ки музея рассказали ребятам об этом уди­вительном человеке.

Григорий Сковорода — христианский мыслитель XVIII столетия, но его творче­ство актуально не только для его времени и современников. Вопросы, которые он под­нимает, волнуют человечество и сегодня. Его личность всегда была овеяна тайнами и вызывала интерес. Ещё при жизни он стал легендой. Он был одним из наиболее об­разованных людей своего времени — мыс­лителем, писателем, поэтом, педагогом и музыкантом.

Наука о человеке, о добре и зле, о путях достижения счастья и смысле жизни — цен­тральные темы философии Григория Ско­вороды. Опираясь на синтез христианской и античной философской традиции, Григорий Саввич попытался ответить на вечные во­просы бытия, найти идеальное соотноше­ние «божественного» и «тварного».

Он родился 3 декабря 1722 года в окрест­ностях Полтавы, в селе Чернухи Киевской губернии. Образование получил в Киево-Могилянской академии. Природа дала ему не только живой ум, но и музыкальный слух и голос, что позволило ему стать одним из певчих придворной капеллы императрицы Елизаветы Петровны. Но всё же Сковорода оставляет выгодный пост и возвращается к учёбе. И всю свою жизнь он продолжал учиться и учил других. При этом Григорий Саввич черпал знания из различных источ­ников — и из опыта заграничных поездок, и из странствий по губерниям, изучал как хри­стианскую философию, так и языческую.

Результатом обучения, жизненного опыта и знакомства с различными миро­воззренческими концепциями стала соб­ственная философская система. Сковорода видел мир как союз трёх сфер: макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и «сим­волов», что связывают эти миры воедино. Как пример такой связи Сковорода приво­дил Библию, которая, по его мнению, несла прежде всего символический смысл, для постижения которого необходима истинная вера. Священное Писание он видел в каче­стве книги о «святости нравов» и «облаго­раживании человеческого сердца», а не до­кументального изложения событий. На этом фоне непросто складывались его отноше­ния с официальной церковью, неоднократ­но его приглашали преподавать, но каждый раз всё заканчивалось разрывом.

В последующие годы Григорий Саввич вёл жизнь странствующего философа-бо­гослова, путешествуя по Малороссии, При­азовью, по Слободской, Воронежской, Ор­ловской и Курской губерниям. Побывал он и в Белгороде.

Умер философ в 1794 году. Как он и за­вещал, на его могиле до сих пор сохраня­ется надпись: «Мир ловил меня, но не пой­мал». Несмотря на то, что он не создал соб­ственной философской школы и не уви­дел издания своих трудов, проблемы, ко­торые волновали Сковороду, актуальны до сих пор, о чём свидетельствуют переизда­ния его сочинений и работ, посвящённых жизни философа.

Кирилл ВЛАДИМИРОВ,

младший научный сотрудник литературного музея