Эпоха в лицах
К юбилею Григория Сковороды
> В Белгородском литературном музее состоялся вечер—портрет из цикла «Свое суждение имел…» о жизни и творчестве выдающегося философа XVIII века Григория Саввича Сковороды. Он посвящен 295-летию со дня его рождения.
Темой встречи стала та цель, к которой Сковорода стремился сам и призывал других — «Познать в себе Бога». Гостями стали школьники и студенты Белгорода. Литературный музей изучает творческое наследие философа. В фондах музея есть книги, посвящённые жизни и философским взглядам Сковороды, прежде всего — двухтомник полного собрания сочинений, изданный в 2012 году (первое с 1973 года полное издание его сочинений на русском языке). Сотрудники музея рассказали ребятам об этом удивительном человеке.
Григорий Сковорода — христианский мыслитель XVIII столетия, но его творчество актуально не только для его времени и современников. Вопросы, которые он поднимает, волнуют человечество и сегодня. Его личность всегда была овеяна тайнами и вызывала интерес. Ещё при жизни он стал легендой. Он был одним из наиболее образованных людей своего времени — мыслителем, писателем, поэтом, педагогом и музыкантом.
Наука о человеке, о добре и зле, о путях достижения счастья и смысле жизни — центральные темы философии Григория Сковороды. Опираясь на синтез христианской и античной философской традиции, Григорий Саввич попытался ответить на вечные вопросы бытия, найти идеальное соотношение «божественного» и «тварного».
Он родился 3 декабря 1722 года в окрестностях Полтавы, в селе Чернухи Киевской губернии. Образование получил в Киево-Могилянской академии. Природа дала ему не только живой ум, но и музыкальный слух и голос, что позволило ему стать одним из певчих придворной капеллы императрицы Елизаветы Петровны. Но всё же Сковорода оставляет выгодный пост и возвращается к учёбе. И всю свою жизнь он продолжал учиться и учил других. При этом Григорий Саввич черпал знания из различных источников — и из опыта заграничных поездок, и из странствий по губерниям, изучал как христианскую философию, так и языческую.
Результатом обучения, жизненного опыта и знакомства с различными мировоззренческими концепциями стала собственная философская система. Сковорода видел мир как союз трёх сфер: макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и «символов», что связывают эти миры воедино. Как пример такой связи Сковорода приводил Библию, которая, по его мнению, несла прежде всего символический смысл, для постижения которого необходима истинная вера. Священное Писание он видел в качестве книги о «святости нравов» и «облагораживании человеческого сердца», а не документального изложения событий. На этом фоне непросто складывались его отношения с официальной церковью, неоднократно его приглашали преподавать, но каждый раз всё заканчивалось разрывом.
В последующие годы Григорий Саввич вёл жизнь странствующего философа-богослова, путешествуя по Малороссии, Приазовью, по Слободской, Воронежской, Орловской и Курской губерниям. Побывал он и в Белгороде.
Умер философ в 1794 году. Как он и завещал, на его могиле до сих пор сохраняется надпись: «Мир ловил меня, но не поймал». Несмотря на то, что он не создал собственной философской школы и не увидел издания своих трудов, проблемы, которые волновали Сковороду, актуальны до сих пор, о чём свидетельствуют переиздания его сочинений и работ, посвящённых жизни философа.
Кирилл ВЛАДИМИРОВ,
младший научный сотрудник литературного музея